"Врачей нужно учить общаться с больными". В этом уверен завотделением Краевой клинической больницы

17:17, 11 августа 2024г, Медицина 123


"Врачей нужно учить общаться с больными". В этом уверен завотделением Краевой клинической больницы Фото №1
"Врачей нужно учить общаться с больными". В этом уверен завотделением Краевой клинической больницы Фото №2
"Врачей нужно учить общаться с больными". В этом уверен завотделением Краевой клинической больницы Миниатюра №3
"Врачей нужно учить общаться с больными". В этом уверен завотделением Краевой клинической больницы Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

«Это необходимо, чтобы не возникали между ними конфликты», – уверен заведующий отделением анестезиологии-реанимации Краевой клинической больницы кандидат медицинских наук Владимир Мартыненко. Отсутствием именно этого профессионального навыка он объясняет и недоверие населения к медикам, и регулярно возникающие судебные споры. О том, как исправить ситуацию, – сегодняшнее интервью.

Почти по Бехтереву

– Владимир Аркадьевич, почему, как вы считаете, громкие дела, по которым главными фигурантами проходят представители самой благородной профессии, случаются на регулярной уже основе?

– Это проблема не медиков и даже не краевого Минздрава. Она глобальна, и решать ее надо на уровне властей региона, страны. После каждой очередной жалобы пациента главврачи больниц призывают докторов обратить внимание на тон общения с больными. Но нигде и никто не учит их таким коммуникативным тонкостям. И в мою бытность молодым специалистом так было, и сейчас так. Нужны профильные образовательные программы в медвузах, так как искусство общения с пациентом – это наш профессиональный навык. Вы можете себе представить врача, незнакомого с анатомией? Хирурга, не знающего, какие сосуды снабжают кровью тот или иной орган? Умение общаться с больным и его родственниками такая же часть профессии, которую нужно осваивать в институте. Как говорил Бехтерев, «если больному после разговора с врачом не стало легче – это не врач».

– То есть жалоб и претензий можно избежать, всего лишь поговорив с человеком?

– Жалобы – следствие. Люди ведь жалуются не из-за осложнений (они всегда возможны), а от обиды и чувства несправедливости. Человеку тревожно, у него завтра операция, а ему никто ничего не говорит. И на все попытки заглянуть в ординаторскую, побеседовать с хирургом он слышит: «Некогда, занят, зайдите позже». Загляните в любую палату, спросите: «Кто ваш доктор?» Скорее всего, услышите: «Да какой-то молодой тут прибегает».

Медики, с одной стороны, не умеют говорить с больными, с другой – им и некогда, специалистов не хватает. Но с таким подходом вымывание кадров из профессии сложной, рискованной не прекратится. Ведь если дело доходит до суда, когда уже подключились правоохранительные органы, действовать поздно. Врач, скорее всего, проиграет юристу. И уйдет из профессии. По моему мнению, это вопросы государственной безопасности.

А если всё же ошибка?

– Перед разговором с вами я была готова к чему угодно, только не к тому, что в столь деликатной теме вы переведете стрелки на себя и своих коллег. Ведь врач виноват далеко не в каждой конфликтной ситуации…

– Это опыт и практика. А лет пять назад мне довелось прочесть интервью с онкологом Вадимом Гущиным из Санкт-Петербурга (практикует сейчас за рубежом. – Прим. авт.). Претензии пациентов к врачам, обоснованные или нет, – беда не только медиков России. Наши заграничные коллеги тоже с этим нередко сталкиваются. Я стал искать статьи, лекции и обучающие курсы Гущина, которые он читает молодым врачам, в том числе и в России. Главный акцент: доктор всегда должен идти навстречу больному. Ведь невозможно воспитать профессионального пациента. Значит, надо учить медика этой части профессии, общению с людьми в вузе, клинической ординатуре, на практике.

– Но так ведь и выглядит привычная всем парадигма – «пациент всегда прав». Даже если исход предрешен для очень пожилого человека с 4-й стадией рака, его родным кажется: стоит стукнуть по столу кулаком – и доктор быстро все поправит. Как ему поступить? Правдой добить человека можно, а вселять напрасную надежду – значит обманывать.

– Еще раз. Говорить с больным и его родными – наша профессиональная задача. Ничего хорошего не выйдет, если мы будем утаивать информацию. Ведь, во-первых, врач не виноват, что пациент заболел. Во-вторых, он искренне хочет вылечить человека. Получается или нет – это уже вопросы к Господу. Да, и врачебные ошибки случаются. Но тогда тем более нужно говорить с больным. Изучая этот вопрос, я, воодушевленный, решил передать эти знания коллегам. Подготовился, сделал презентацию. Одним лекция понравилась, другим нет. Но важно другое. Зал был заполнен лишь наполовину. Повторюсь, речь идет о навыках, необходимых всем моим коллегам.

Когда цели совпадают

– Признайтесь, вы на своем опыте проверили эффективность доверительных отношений врача и больного?

– Расскажу такой случай. У пожилой пациентки нашего отделения послеоперационный период проходил с тяжелыми осложнениями. Позвонила ее дочь, живущая в Питере, стала нам угрожать тюрьмой. Когда стали разбираться в ситуации, выяснили, что никто из медиков не поговорил с больной. Оказалось, она опытная медсестра, всю жизнь в медицине отработала. О том, что врачи не хотели, чтобы это осложнение случилось, я ей, конечно, сказал, извинился за своих коллег. И она все поняла правильно. В этой истории со счастливым концом прекрасно отработали не только наши искренние слова, но и простые невербальные приемы. Первое правило – быть с пациентом на равных. Снять халат, остаться в обычной одежде, посмотреть глаза в глаза… Подобных способов очень много, но, увы, в институте этому не учат.

– Есть ли в принципе в мировой медицине подобные образовательные программы?

– В странах, где все деньгами измеряется и пациенты в суде выигрывают у врачей колоссальные суммы, разработаны учебные курсы, методички. Наши коллеги за рубежом, помимо экзаменов на право лицензированной врачебной деятельности, сдают еще и обязательный минимум по коммуникативным навыкам. Роли больных играют профессиональные актеры, они могут устроить скандал, закатить истерику, наброситься на врача с кулаками. Чтобы получить высокую оценку экзаменационной комиссии, он должен урегулировать конфликт. И провалит экзамен, если не сможет это сделать на досудебном этапе. Уже сам факт попадания в поле правового обсуждения проблемы говорит о непрофессионализме врача.

– Казалось бы, все просто. Больной хочет поскорее вылечиться, доктор – его вылечить. Но как много пазлов надо сложить, чтобы создать в медицине бесконфликтную среду?

– В модель профилактики конфликтных ситуаций и необоснованных претензий я бы включил высокое качество работы медиков, их правовую грамотность, систему страхования врачей от профессиональных рисков, навыки корректного оформления медицинской документации, объективного информирования пациентов, правильного общения с ними и их родственниками. Как сказал Никита Михалков в своем «Бесогоне»: «Пока не начнем говорить правду – ничего не изменится. Я говорю про правду, которой нельзя бояться».

Фоторепортаж