По «карте» человека: как по костям и зубному камню узнают о жизни наших предков

19:10, 11 августа 2024г, Общество 116


По «карте» человека: как по костям и зубному камню узнают о жизни наших предков Фото №1
По «карте» человека: как по костям и зубному камню узнают о жизни наших предков Фото №2
По «карте» человека: как по костям и зубному камню узнают о жизни наших предков Миниатюра №3
По «карте» человека: как по костям и зубному камню узнают о жизни наших предков Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Что может «рассказать» зубной камень? Почему соотношение полов в древности и Средних веках было иным, чем сейчас? Как восстанавливают внешний облик тех, кто уже давно канул в Лету? Об этом и другом корреспондентам «АП» рассказала Светлана Тур, кандидат исторических наук.

Обратная картина

– Антропологи исследуют как современное, так и древнее население. Мы с коллегами специа­лизируемся на втором, тесно сотрудничаем с археологами, – рассказывает антрополог Светлана Тур. – По костям – «карте» человека – можно узнать то, что недоступно из других источников. Так, многое значат морфологичес­кие – внешние – особенности.

Прежде всего с их помощью ученые идентифицируют возраст и пол – это основные характеристики, которые определяли положение человека в общественной системе прошлого.

«На основе индивидуальных данных рассчитываем многие демографические показатели – характеристики социального и экономического благо­получия общества. Так выяснили, что детская смертность в древности и Средневековье дос­тигала 20 процентов. А в некоторых коллективах того времени количество мужчин значительно превышало численность женщин», – говорит антрополог.

По ее словам, это могло быть связано с разными процессами, среди которых – миграции населения.

– Потоки перемещающихся людей состояли преимущественно из молодых мужчин, которые за короткое время преодолевали большое расстояние и затем вступали в брачные связи с местными женщинами, – уточняет ученый. – Распространенной была и ситуация, когда в силу разных обстоятельств предпочтительнее было появление мальчиков в семье. Это тоже приводило к изменениям соотношения полов в обществе. Кроме того, жизнь представительниц прекрасной половины человечества в древности и Средневековье была намного меньше, чем у мужчин. Статистика современного общества показывает обратную картину.

Маршруты миграции

При помощи современных технологий ученые исследуют и рацион того времени: обеспечение пищевыми запасами отражается на костях. Так, у людей, которые занимались отгонным скотоводством, заметны характерные сезонные колебания. Определяют также соотношение животной и растительной пищи.

– Большую часть растительных культур объединяют в общую группу по синтезу С3, но выделяют растения с синтезом С4. На наших территориях это было просо. На основе результатов изотопного анализа мы проследили, когда оно появилось в пище людей, – рассказывает ученый. – Интересно, что скотоводы первоначально использовали его в качестве корма для животных. Так приходилось делать, потому что в холодное время природной кормовой базы недоставало. Приходилось дополнительно что-то выращивать. Уже позже эти злаки люди начали использовать в своем питании.

Интересны и тайны, которые открываются при изучении зубного камня. «Когда люди пережевывали пищу, мелкие частички оказывались замурованы в твердом налете. Исследователи его растворяют и по морфологии зерен крахмала определяют, какие растения в пищу использовал предок», – уточняет Светлана Тур.

– Так, наши алтайские предшественники эпохи поздней бронзы – начала железного века – в качестве весенней зелени использовали, к примеру, крапиву. Присутствовал в их рационе и зеленый горошек, который появился сначала у скотоводов Восточного Казахстана. Уже оттуда он попал на Алтай, – говорит антрополог.

Сами зубы могут также «подсказать», где жил их носитель. «Количество изотопов кислорода и углерода разнится в разных геохимических провинциях. Сравнивая уровень этих веществ в эмали, которая не меняется на протяжении жизни, и в костях, выясняют маршруты миграции. В одном из таких исследований установили, что в некоторых группах пазырыкской культуры мужчины были местными, а женщины оказались пришлыми из Минусинской котловины», – уточняет Светлана Тур.

Свидетельства противостояния

– В древнем и средневековом обществах, как правило, существовала групповая ответственность и кровная месть. Почти у всех было оружие, потому и высок уровень конфликтности, – говорит Светлана Тур. – Однако конфликты между соплеменниками носили ограниченный характер. Общество вырабатывало определенные механизмы урегулирования спорных вопросов, которые бы минимизировали ущерб от таких противостояний. А вот взаимодействие с чужаками получалось разрушительным.

Один из экспонатов музея археологии и этнографии АлтГУ тому подтверждение. «На черепе, что в моих руках, множественные повреждения, которые носили ритуальный характер. Об этом говорит расположение отверстий в определенном порядке. Все они были нанесены чеканом. Любой из этих переломов был смертелен для человека. Как правило, так поступали с поверженными врагами», – поясняет антрополог. По ее словам, на некоторых экспонатах музея есть следы снятия скальпа – тоже свидетельства противостояния.

– Помимо боевого травматизма, попадаются также следы бытового. Один из характерных примеров – перелом носа. Такие повреждения часто встречаются не только на мужских черепах, но и на женских, – рассказывает ученый. – Это показатель, что и тогда существовало бытовое насилие. Как правило, в патриархальном обществе оно было социально санкционированным и рассматривалось как способ контроля поведения женщины.

Отметка богов

Один из любопытных экспонатов представлен на витрине экспозиции. Это пример врожденной аномалии развития, так называемая заячья губа. 

«Это единственный, самый древний случай в Евразии эпохи средней бронзы XVII–XVI веков, который сохранился. Эта распространенная аномалия развития: один случай на 600–700 рождений. Но в археологических по­пуляциях встречается крайне редко. Такие дети не доживали до взрослого возраста. Более того, от них просто избавлялись», – говорит Светлана Тур.

В данном случае малыша выходили. Это был представитель андроновской археологической культуры. Для нее характерно большое количество детских погребений. «Это объясняется тем, что люди того общества всех новорожденных с момента появления на свет считали членами социума. Для них не характерен был инфантицид. Потому делали отдельные захоронения с необходимым инвентарем», – уточняет Светлана. По ее словам, это не единственное такое общество. Похожая система была в древнем социуме Центральной Америки.

– Там к детям с врожденными аномалиями развития относились с почтением. Считали, что это отметка богов и что такие люди обладают сверхъестественными способностями, – добавляет она.

Фоторепортаж