Почему «Тополиный пух»? Как российская комедия с юмором обыгрывает попытку заказного убийства

16:15, 11 августа 2024г, Культура 87


Почему «Тополиный пух»? Как российская комедия с юмором обыгрывает попытку заказного убийства Фото №1

С 1 августа в кинопрокат вышел фильм «Тополиный пух». Комедия обыгрывает, казалось бы, далекую от юмора тему – попытку заказного убийства. Однако абсурд происходящего, хороший юмор и необычно построенное повествование погружают зрителя в захватывающую анекдотичную историю, которая оставляет приятное послевкусие.

Устал от жизни

Главный герой, охранник Александр (Антон Лапенко), устал от жизни. Одинокий неудачник безрадостно существует и ждет, когда уже все закончится. Детская мечта – стать летчиком, как и его дедушка, – не исполнилась. Да и молодой человек ничего не сделал для этого, поскольку ему даже не хватило смелости попробовать поступить на учебу по этому профилю. Испугался конкуренции, ведь на каждое место претендовали сразу 50 человек. Ситуацию усугубляют очень странные отношения с бывшей женой. Супруги расстались, но живут вместе в одной квартире, несмотря на то, что у девушки уже новый муж и дети. Получается, что хоть Александр и достаточно близкий друг семьи, он все же своим присутствием стесняет соседей, и они мечтают, что он съедет.

На этих предпосылках и строится основной сюжет. Александр просит мужа бывшей жены Евгения нанять киллера, чтобы тот его убил. Все якобы в плюсе – и главный герой, которому надоело жить, и товарищ, который станет полноправным владельцем всей жилплощади. Бонусом Александр предлагает ограбить обменник, где он работает. Обвинят во всем охранника, а его уже и не будет в живых. Сообщники жмут друг другу руки, выпивают, а напоследок Евгений дает Александру 300 тысяч рублей, которые он копил, чтобы выкупить всю квартиру, со словами «оторвись по полной».

Далее по сюжету главный герой сорит деньгами, попадает в различные передряги, а в конце даже влюбляется в стриптизершу Юлю. И все это происходит в течение суток, на фоне Дня города в небольшом городке Верхнекамске.

Одно событие разными глазами

Композиция построена интересным образом. В центре всей картины, по сути, единственная сцена – нападение киллера на Александра. Первую часть фильма мы наблюдаем происходящее от лица главного героя. Вместе с ним попадаем в ночной клуб, где происходит все основное действие. Далее сюжет ставится на паузу, и зритель заново переживает этот же самый день, но уже от лица других героев – сначала стриптизерши Юли (Аглая Тарасова), а затем киллера. При этом постоянно открываются новые детали и сюжет постепенно развивается.

У каждого персонажа свои трудности и нелегкая судьба. У Юли, например, проблемы в отношениях – ее молодой человек очень инфантильный, ни к чему не стремится и не хочет работать. Пока она тащит домой тяжелые пакеты, он играет дома в видеоигры. А потом и вовсе выясняется его связь с криминалом. Соболезнует зритель даже киллеру – он не предстает перед нами в образе отрицательного персонажа. Мужчина отсидел на зоне 10 лет и после возвращения оттуда не может встроиться в современный мир. Здесь высмеиваются бандиты 90-х, время которых прошло. У киллера плохое зрение, болит спина – по сути, это уже пенсионер, который по инерции живет так, как умеет.

Приятным плюсом фильма является отсутствие пошлого и топорного юмора. Метка «16+» обусловлена скорее местом действия – ночным клубом, а также редкими ругательствами, которые при этом звучат естественно и не режут слух. Если бы не это, комедию можно было бы легко порекомендовать для семейного просмотра. Весь юмор строится не на глупости, а на абсурдности происходящего. Абсолютно этот же сценарий мог бы подойти для фильма-драмы. Но создатели умело «упаковали» картину в юмористическую обложку. Здесь нет каких-то обидных смешков, заезженных штампов. Все строится исключительно на иронии, неуклюжести главных героев и их решений, а также самой атмосфере. Например, во время побега из клуба Юля удивляется – от какого киллера они пытаются скрыться в Верхнекамске-то? И тут на заднем фоне звучит выстрел. И эта фраза повторяется потом еще несколько раз из уст других людей, поскольку для всех жителей это действительно становится неожиданным.

Все на своих местах

Актерский состав подобран идеально. Тут все на своих местах. Антон Лапенко в свое время прославился в Интернете как раз в подобном комедийном жанре, когда делал ролики в стиле позднесоветской любительской съемки. При этом его комедийный персонаж – это не провинциальный дурачок-простачок. Даже в юмористическом фильме от него идет какая-то глубина. И так все персонажи. Казалось бы, стриптизерша Юля. Чего от нее ждать? Но от пронзительного взгляда Аглаи Тарасовой, открытого и доброго, начинаешь воспринимать персонажа не просто как танцовщицу ночного клуба, а как более сложную личность.

Что касается визуальной и звуковой сопровождающей – здесь придраться не к чему. От комедии и не ждешь какого-то вау-эффекта в плане графики, но пара сцен, например, замедленный момент ДТП, где машина такси переворачивается и по салону летят мелкие детали, действительно завораживает. Также забавно выглядят ускоренные сцены кутежа – когда главный герой цепляет случайных людей в городе и транжирит вместе с ними деньги. Отлично подобраны и городские локации, хотя местами они слишком хороши для маленького Верхнекамска с населением в 20 тысяч человек.

Единственный вопрос в фильме вызывает странная сцена в конце. На День города приехала выступать группа «Иванушки International», и ее солисту Андрею Григорьеву-Аполлонову случайно прострелили ухо, когда он пошел в уличный туалет. Зачем это было? Почему? Все-таки совсем удержаться и не вставить глупый и в прямом смысле сортирный юмор сценаристам не удалось. Также непонятен выбор названия фильма – «Тополиный пух» – просто потому, что в конце главные герои в порыве умиротворения поют именно эту песню.

В целом же фильм смотрится легко, на одном дыхании. Здесь нет сложных персонажей, каких-то запутанных отсылок или нравоучений. Центральный посыл понятен даже ребенку – не надо сдаваться и отчаиваться, отказываться от мечты, потому что чудо может произойти в любой момент. Рано или поздно к каждому придет радость жизни, вдохновение и любовь. Поэтому опускать руки не стоит никогда.

Фоторепортаж