Свыше миллиарда рублей отдали мошенникам за полгода жители Алтайского края

18:12, 11 августа 2024г, Экономика 116


Фото: Евгений Шумилов
Фото: Евгений Шумилов

Жительница Барнаула Людмила Великая считает себя здравой, бдительной и финансово грамотной женщиной, но стала жертвой телефонных мошенников, потеряв крупную сумму. Она до сих пор удивляется, как такое могло случиться.

Поучительная история

25 мая этого года ей позвонила девушка, назвавшаяся работником компании сотовой связи, и предложила продлить договор.

– Свой номер я получила у оператора очень давно, он по роду моей деятельности был многим известен, и поэтому мне часто звонили мошенники. В этот день у меня были личные проблемы, так что я находилась в ситуации рассеянного внимания, – вспоминает пострадавшая.

Она была в дороге в наушниках и сбросила звонок. Но мошенница перезванивала несколько раз, пока Великая не подняла трубку. И тогда радостно сообщила, что продлила договор связи, и попросила продиктовать код из СМС-сообщения, с помощью которого надо якобы подтвердить согласие на сделку.

– И я, человек, который имеет хороший управленческий опыт и достижения, на автомате продиктовала эти цифры, которые, как потом оказалось, были кодом доступа к порталу госуслуг, – сокрушается Людмила.

Воспользовавшись им, мошенники вошли в личный кабинет жертвы, поменяли пароль и кодовое слово, что не позволило бывшей владелице управлять своим аккаунтом, и отправили ей на электронную почту фальшивое сообщение, предупреждающее о входе на портал госуслуг и предлагающее заблокировать доступ или перезвонить по номеру горячей линии.

Великая не стала проверять в Интернете, действительно ли это номер «Госуслуг», а перезвонила на него, потому что внешний вид письма совпадал с настоящим интерфейсом государственного портала.

– И после этого началась свистопляска с бубном, когда на тебя очень профессионально оказывается психологическое давление, – вспоминает потерпевшая.

Мошенники, чтобы втереться в доверие, вначале рассказали всю ее кредитую историю, сведения о муже и ребенке, а потом сообщили, что на нее оформляются кредиты, поэтому надо взять их раньше, получить в банке наличные и через банкомат перевести на определенный счет.

Девушка без труда взяла автокредит в «Альфа-Банке». А на следующий день мошенники получили на ее имя еще и заем в микрофинансовой организации CarMoney, заполнив за нее анкету и подписав ее же цифровой подписью.

Так Людмила суммарно лишилась 2,2 млн рублей и теперь удивляется профессионализму криминальной пары, которая психологически ее обработала.

– Я участвовала в сложных переговорах, в заключении разных контрактов, но такого прессинга не испытывала. Я четверо суток подвергалась мощному нейролингвистическому программированию, в результате которого перестала адекватно воспринимать реальность, – считает Великая.

В то же время мошенники так правдоподобно взаимодействовали с жертвой, что она внешне не проявила раздражения и близкие даже не знали об этой афере.

На четвертые сутки она поняла, что ее обманули, и обратилась в полицию.

Людмиле, как она считает, достался чудесный, понимающий следователь, который не стал ее стыдить и говорить, что сама виновата.

Но полиция не успела раскрыть это преступление за положенный срок и приостановила дело.

– Я познакомилась с материалами своего уголовного дела и увидела: следователь добросовестно отправлял запросы туда-сюда, но, пока они дошли до адресатов, время кончилось, – говорит пострадавшая, добавляя, что и банку, и микрофинансовой организации было глубоко безразлично, что ее признали потерпевшей. Никто не снял с Людмилы обязанности возвращать долг.

Сегодня она не имеет претензий к банку, поскольку тот не нарушил каких-либо требований, а вот МФО выдала деньги, невзирая на то что туда были предоставлены неверные данные о работе и доходе заемщика. Да и ссуда оформлена якобы на двоюродного брата Великой.

– Теперь я думаю, как поступать дальше, – размышляет жертва мошенников.

Любопытная статистика

На протяжении последних лет уровень дистанционных преступ­лений растет. По словам заместителя начальника управления уголовного розыска регионального ГУ МВД России Игоря Мальцева, ежедневно в крае фиксируется 25–30 таких случаев. Их доля составляет 42% от всех правонарушений в регионе.

Для получения от жертвы наличных средств требуются курьеры. И в этом году с их участием было совершено 168 преступлений.

С каждым годом растет ущерб от финансовых мошенников. Если в прошлом году он составил 800 млн рублей, то за первые 6 месяцев этого года уже 1300 млн.

Если раньше преступники пытались забрать все то, что есть у жертвы на счете, то сейчас они либо сами оформляют кредиты, завладев необходимыми данными и получив доступ к счету, либо убеждают человека, как в случае с Людмилой Великой, самому взять ссуду и перечислить ее. Последнее время люди под воздействием нейролингвистического программирования продают свои квартиры и дома и переводят деньги злоумышленникам. В этом году зарегистрировано 11 таких фактов. Среди них выделяется случай, когда барнаульский предприниматель лишился 140 млн рублей, не только отдав имеющие­ся накопления, но и взяв потребительские кредиты и ипотеку.

– Жулики работают психологически грамотно, – предупреждает Игорь Мальцев. – Звоня, они представляются сотрудником полиции, банка, государственного учреждения, сотовой компании и так далее. Быстро завоевывая доверие, они могут сообщить, что идет незаконная сделка по продаже вашей квартиры, и предложить провести реальную продажу, чтобы перевести средства на «безопасный счет».

Некоторых жадных до легких денег затягивают с помощью финансовых пирамид, электронных бирж, предлагая невероятный доход. Для этого, чтобы втереться в доверие, преступники вначале возвращают жертве выигрыш. А потом, когда разгорелся аппетит, человек вкладывает в пирамиду все деньги. После этого мошенники не выходят на связь.

Надо признать, что не все граждане попадаются на удочку прохиндеев. О попытках похитить средства за первое полугодие сообщило в полицию порядка 700 жителей края. Они передали правоохранительным органам номера телефонов аферистов, что поможет в дальнейшем предотвратить подобные преступления.

Игорь Мальцев сообщил, что полиция стала активно работать с лицами, которые предоставляют за вознаграждение свои банковские реквизиты для вывода украденных денег. В Алтайском крае раскрыто около 350 таких преступлений. Общая же раскрывае­мость преступлений, связанных с финансовым мошенничес­твом, невысокая, в Алтайском крае она составляет 12%.

Рассуждения о профилактике

Рассуждая о профилактике финансовых афер, Людмила Великая считает, что людей ее возраста бесполезно предупреждать об осторожности.

– Современный человек окружен информационным спамом, – констатирует девушка. – Мне только банки звонят по 10–15 раз в день, предлагая кредиты. Анти­спам-боты на моем телефоне не справляются со своей задачей, потому что продавцы услуг используют генераторы случайных телефонных номеров.

Для пострадавших Великая предлагает создать горячую линию психологической поддержки, где бы специалисты могли успокоить и рассказать, куда обращаться за помощью.

– Как только вы осознали, что вас обманули, нужно срочно звонить на горячую линию в банк с просьбой заблокировать движение ваших средств по счетам, – советует Игорь Мальцев.

Затем надо быстро ехать в МФЦ и восстанавливать доступ к «Гос­услугам», которым завладели мошенники. А после обращаться в полицию.

По мнению Мальцева, хорошей мерой стала бы одновременная разовая отмена банками выдачи кредитов дистанционно. Кто желает их получать таким образом, сможет прийти и заключить соответствующий договор. Но большинство этого не сделает и тем самым обезопасит себя от потери денег.

Пока же действует обратное правило: клиент банка может ввести самозапрет на выдачу ему кредитов. Финансово грамотные граждане должны убедить своих пожилых родителей воспользоваться такой услугой.

Фоторепортаж