Впереди Сибири всей
В Алтайском крае активно развиваются информационные технологии
00:00, 16 сентября 2011г, Общество 1502
«Нигде больше в Сибири не собирается разом столько представителей самого современного профессионального сообщества» - с этих слов вице-губернатор Борис Ларин начал свое выступление перед участниками IV Алтайского регионального ИТ-форума-2011. Действительно, в работе этого мероприятия приняли участие 460 специалистов из Алтайского края, Республики Алтай, Красноярска, Омска, Новосибирска, Москвы, Питера, Екатеринбурга, Казани, а также Казахстана. Это в семь раз больше, чем присутствовало на первом съезде, и такая динамика не случайна.
С самых высоких трибун заявлено, что в России развивается общество, в котором основным ресурсом являются знания и информация. И Алтайский край не оказался на обочине этого процесса, а где-то даже в первых рядах. Во всяком случае в масштабах Сибирского федерального округа. Неслучайно сюда собираются «айтишники» с разных городов России, чтобы отследить новинки, почувствовать перспективные направления отрасли и внести коррективы в стратегии своих компаний.
Ежегодно расширяется тематика мероприятия. На этот раз участники кроме пленарного заседания могли получить новые знания в рамках четырех секций, посвященных модернизации и инновациям, защите информации, оптимизации ИТ. Новинкой форума стал «круглый стол», на котором обсуждали проблему утилизации компьютеров.
- Я даже не знаю, в работе какой секции буду участвовать. Все темы настолько интересные и злободневные, что трудно выделить приоритет, - высказался накануне мероприятия Михаил Дубов, региональный менеджер по Сибири компании Cisco.
Однако большинство участников сделали выбор в пользу секции, посвященной ИТ для государственных услуг. Пока именно власть, а не бизнес идет в авангарде информатизации региона. Поэтому местным ИТ-компаниям при поиске заказов приходится ориентироваться больше на нужды государственных учреждений.
В помощь школам и больницам
В Алтайском крае информационные технологии активно внедряются в социальную сферу. Регион первым в Сибири завершил подключение всех школ к Интернету. Мы являемся лидерами в СФО по обеспеченности компьютерами школ (11 учеников на 1 ЭВМ, при среднероссийском показателе 20 учеников на одну персоналку). Школы края имеют 900 интерактивных досок и 1300 мультимедийных проекторов.
Неплохое состояние дел в здравоохранении. В 2008 году внедрен сервис «удаленная регистратура», с помощью которого врачи центральных районных больниц и 11 городских имеют возможность записать на консультацию пациентов в краевые поликлиники.
Формируется программно-аппаратный комплекс региональной системы телемедицины. Сейчас он включает 32 станции в различных медучреждениях, с помощью которых районные врачи в режиме реального времени могут получить консультации ведущих специалистов края либо передать результаты анализа. Эти сервисы позволяют не тратить время, средства и здоровье пациентов на поездку в Барнаул, а получать оперативно качественные консультации. В 43 лечебницах ведутся электронные медицинские карты. А в краевом диагностическом центре реализован полный электронный документооборот.
Успешно функционирует система управления выездными бригадами скорой помощи с использованием спутниковой навигации.
Электронное правительство
О том, как компьютеры помогают властям взаимодействовать с гражданами, рассказал участникам форума Валериан Деревнин, начальник управления информационных технологий в экономике ГУЭИ.
Во-первых, открытость реализуется через сообщения на сайтах. Уже 87% муниципальных образований края имеют свои страницы в сети Интернет.
Другим направлением информатизации стало внедрение технологий электронного правительства.
Это не что иное, как способ предоставления информации и оказания набора государственных услуг гражданам и бизнесу, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются информационные технологии.
Первым шагом в создании такого правительства явилось открытие краевого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. До конца года филиалы этого центра распахнут двери в Бийске и в Благовещенском районе. А к 2013 году такие сервисы появятся во всех районах и городах края.
Можно будет приехать в центр и, например, оформить загранпаспорт, поставить ребенка на очередь в детский сад или заполнить налоговую декларацию. А через некоторое время эти услуги можно будет получить с любого компьютера, зайдя на сайт госуслуг. Сегодня на нем представлены перечень из 417 государственных и 469 муниципальных услуг, оказываемых организациям и населению края, и их исполнители. Имеется также перечень документов, которые надо предоставить в госорган заказчиком услуг.
Когда у граждан появится возможность подавать заявки в электронном виде, можно будет и проследить, на каком этапе выполнения находится их заявка с указанием телефонов текущего исполнителя. Регламент обязывает чиновников принять решение по услуге в течение месяца.
Электронное правительство призвано улучшить межведомственное взаимодействие через доступ к информационным ресурсам учреждений, сократить бумажный документо-оборот, что повысит скорость получения гражданами необходимых документов, справок, сократит очереди в коридорах власти.
Вопросы межведомственного взаимодействия – это актуальнейшая проблема, которую еще предстоит решить. И здесь важную роль играет защита передаваемой по сетям информации. Она невозможна без внедрения как минимум электронно-цифровой подписи. В настоящее время повсеместное внедрение ЭЦП в учреждениях решается на федеральном уровне.
Еще один элемент, предусмотренный стратегией информатизации, - система электронного документооборота. Она уже действует на уровне администрации края, муниципалитетов Барнаула и Бийска, обеспечивая 429 рабочих мест. Система призвана сократить количество бумажных носителей, время прохождения документа между чиновниками, позволяет проследить его нахождение на этапе согласования и т.д.
Ситуационный центр
Следующая задача – формирование информационной инфраструктуры, то есть сетей и специального оборудования, позволяющего передавать цифровой сигнал в режиме реального времени. Для этого создана сеть передатчиков данных государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления сорока трех районов края, которая позволяет им обмениваться необходимой информацией. Уже в этом году эта сеть должна стать общекраевой. Передача информации будет идти со скоростью 100 Мбит в секунду, что позволит эффективно осуществлять межведомственное и межтерриториальное взаимодействие.
Но получение данных с периферии в центр – еще половина дела. Нужны их оценка, анализ для принятия управленческих решений в интересах всего края.
Эта технология сейчас реализуется в рамках создания ситуационного центра губернатора.
Для чего он нужен и как работает, рассказал Юрий Захаров, замдиректора информационно-аналитического центра при правительстве Санкт-Петербурга.
Город на Неве в информационном обеспечении опережает Барнаул, поэтому питерские специалисты и были приглашены, чтобы создать здесь ситуационный центр губернатора.
Этот программно-аппаратный комплекс призван помочь руководству края принимать оперативные и стратегические решения социально-экономического характера. В таком центре используется большое количество баз данных, пересекаются информационные потоки от оперативных служб (полиция, МЧС, коммунальщики, энергетики и т.д.). Ее обрабатывает группа системных аналитиков и готовит объективное решение.
Информация формируется в едином формате, чтобы один регион можно было сравнивать с другим и в целом со страной. Потребуется и научно-методическое обоснование: что собирать, как собирать, на какие критерии ориентироваться в анализе.
И, наконец, важно, чтобы любой проект, любое статистическое наблюдение были узаконены нормативно-правовым актом.
- Иначе всем будет наплевать и никто ничего не будет делать, - заключил Юрий Захаров.
Факты
В рамках форума было организовано несколько конкурсов. Например, конкурс «Мисс-IT», в котором приняли участие 30 девушек. Его победительницей стала Анна Сармина, ведущий специалист коммерческого отдела «Центра информационной безопасности».
В конкурсе IT-проектов в номинации «Профи» победила работа «Анализ и мониторинг ЖКХ края» научно-исследовательского центра «Системы управления». В номинации «Студенты» лучшим был признан проект Ивана Дроздова и Михаила Фаста. Они создали базу данных для медицинского персонала, работающего с больными, которые страдают хроническими заболеваниями.
* * *
Обзор IT - рынка Алтайского края
В этом году региональный ИТ-рынок демонстрирует хороший рост. Впервые за последние годы прирост характеризуется двухзначной цифрой. Структура рынка постоянная, большую часть составляют аппаратные средства.
По опросам Алтайкрайстата выяснено, что около 90 % организаций края являются информационно активными, то есть используют в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, из них 80% используют Интернет, 75 % - локальные вычислительные сети, 20 % имеют выделенные каналы связи, 21 % - веб-сайт.
Лидером по числу компьютеров является финансовый сектор (больше ста на сто работников), а аутсайдером - сельское хозяйство (7 машин).
Основные потребители ИТ-услуг в России - нефтегазовая отрасль, финансовый сектор, телекоммуникации. В Алтайском крае эти отрасли либо не развиты, либо представлены филиалами федеральных компаний. Поэтому местным ИТ-компаниям при поиске заказов приходится ориентироваться на государственные учреждения либо на крупные агропромышленные предприятия.
Опрос более 80 агропромышленных компаний края выявил динамику их ИТ-бюджетов.
Как видно из таблицы, за последние три года идет рост затрат на информатизацию. Но в ближайшее время 72 % компаний не планируют увеличивать бюджеты, а 10 % думают об их снижении.
Основные планы предприятий АПК: переход на свободное программное обеспечение, переход на 1С-8, модернизация либо приобретение серверного оборудования и внедрение системы электронного документооборота.
Источник: «НТЦ «Галэкс».