В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова

19:16, 06 июля 2024г, Культура 106


В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Фото №1
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Фото №2
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Фото №3
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Фото №4
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Фото №5
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Миниатюра №6
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Миниатюра №6
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Миниатюра №6
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Миниатюра №6
В Барнауле открылась выставка к юбилею художника Александра Самохвалова Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

Художественный музей Алтайского края к 130-летию со дня рождения выдающегося советского художника Александра Самохвалова показывает шесть его произведений из собственной коллекции.

Рассказываем, чем они ценны и как оказались в Барнауле.

Неоднозначная фигура

«Ему, как никому другому, удалось создать образы, полные оптимистического настроя и пафоса утверждения новой жизни», – цитируют в музее искусствоведа Виктора Меркушева. Главная известность пришла к нему в сталинские 1930-е годы, когда живописец, график, скульптор и художник театра создавал жизнеутверждающие картины о советском труде и спорте, витальные и исполненные радости. И потому сегодня Самохвалов считается фигурой неоднозначной:

– Он работал в сложное время, и одни исследователи пишут, что ничего не знал о его темных сторонах, а другие – что знал, просто был человеком, настроенным на позитив, – говорит куратор выставки Виктория Крылова. – Да, культ труда и спорта насаждался сверху, но художник искренне обожал эти загорелые тела на пляже или рабочих за станками, жадно рассматривал, боясь упустить какой-то момент позы или движения. И, кажется, был уверен, что они счастливы.

Искусствовед замечает, что чаще всего его произведения представляли собой собирательные образы, даже знаменитая «Девушка в футболке» 1932 года из собрания Русского музея. Это был портрет совершенно конкретной женщины, но задачей художника было привнести в него свободу, энергию и устремленность в будущее. В 1937 году работа завоевала золотую медаль Международной парижской выставки и была названа советской Джокондой.

Женским образам посвящено и большинство работ в нынешней музейной экспозиции: тут и щебенщица с тачкой, и спортивно сложенная девочка в красной косынке, и монументальные купальщицы. И незаконченная «Девочка с апельсином», которая несколько лет назад участвовала в масштабном выставочном проекте «Дейнека / Самохвалов» в Манеже (Санкт-Петербург).

– Это шедевр нашей коллекции, – говорит Виктория Крылова. – Перед нами девушка лет 13–15, но мы с коллегами спорим, что она делает – стоит или сидит? Сперва кажется, что сидит опершись на что-то и держа в руке апельсин. Но если мы посмот­рим на вторую руку, она как будто слегка впереди и в движении. Даже здесь художник стремился передать внутреннюю энергию! И одновременно это лирический образ, о чем говорят детали: волна ее локонов, мягкий солнечный свет, складки платья. Все же Самохвалов взрослел не только во время революционных событий, но и застал Серебряный век, любил поэ­зию Блока.

Передать движение

Художник родился в Бежецке Тверской губернии в 1894 году. Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств до ее закрытия, а завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919–1923). Искусствоведы пишут, что особое влияние среди учителей на него оказал Кузьма Петров-Водкин. Сильнейшими впечатлениями стали участие в экспедиции в Самарканд вместе с учителем, а затем в середине 1920-х знакомство с древнерусской храмовой живописью.

К слову, влияние Петрова-Водкина видно в маленькой работе Самохвалова «На берегу», скорее всего, написанной до 1923-го.

– Его учитель разрабатывал концепцию сферической перспективы и считал, что если нужно написать лежащий карандаш, то следует изображать его не просто на столе, а на столе, который стоит на планете Земля, а она вращается, и вокруг нее звезды и галактики. И необходимо передать это мировое движение, – улыбается искусствовед. – И посмотрите, как Самохвалов «загибает» это озеро, будто смотрит на него одновременно и сверху, и сбоку.

«Художник мечтал о монументальной работе, не уступающей по силе воздействия храму, но эти идеи остались невоплощенными. Сегодня его картины – как осколки ушедшей цивилизации, которые мы собираем воедино, чтобы рассказать о том времени», – говорит Крылова.

Но откуда Самохвалов в Барнауле? Основанный в 1959 году, алтайский музей открылся всего с несколькими десятками работ, остальное должны были скомплектовать его сотрудники. Было принято решение, что они будут собирать алтайское искусство, начиная с Гуркина и Никулина, русское дореволюционное и советское. И если ехали в Москву или Ленинград, то обязательно шли в мастерские, к коллекционерам или наследникам художников и пытались договориться о покупке. Шесть полотен Самохвалова привезла нынешний директор ГХМАК Инна Галкина.

– Это было самое начало 1980-х, я тогда заочно училась, и ни одна поездка на сессию не обходилась без того, чтобы я не старалась формировать коллекцию, – рассказывает Инна Константиновна. – Однажды в Русском музее я шла по залу и увидела необыкновенно красивую женщину, которая рассматривала работы, и это был буквально один из портретов Самохвалова, живой. Я поняла, что это его последняя жена Мария, то есть вдова, и просто подошла к ней, мы разговорились. Я сказала, что у нас в музее нет работ ее супруга, а очень хотелось бы иметь, и она пригласила прийти.

Искусствовед говорит, что бывала у нее в течение трех лет: переговоры о приобретении работ не были простыми и быстрыми, к тому же параллельно к наследнице художника приезжала директор еще одного российского музея. А ту самую «Девочку с апельсином» вдова мастера и вовсе показала только в последнюю встречу, после чего произведения были приобретены.

Выставка «Взгляд в мечту» работает до 17 августа.

Фоторепортаж