Почему творческим людям комфортно работать на Алтае

08:14, 03 июня 2024г, Культура 1273


Фото: из архива М. Русановой
Фото: из архива М. Русановой
Фото: из архива М. Русановой
Фото: из архива М. Русановой
Фото: из архива М. Русановой миниатюра
Фото: из архива М. Русановой миниатюра

Почему уезжают творческие люди из провинции в Москву? Как такой поток можно развернуть в обратную сторону? Своим мнением об этом поделилась Мария Русанова, переехавшая в этом году из столицы в Бийск.

Зачем выбран Алтай?

Мария закончила факультет журналистики Московского государственного университета. Трудилась видеопродюсером в «России сегодня», снималась несколько раз в фильмах, изучив в деталях кинопроцесс по обе стороны от камеры. За рубежом позже много работала в рекламных съемках вторым режиссером.

– Я была занята все время в креативных индустриях. После того как закончила учебу в МГУ, ушла в кинотеатральное продюсирование, – напомнила Мария Русанова. – Но всегда хотелось создавать что-то свое.

Впервые на Алтае Мария оказалась в ноябре прошлого года. Ее попросили помочь как подрядчика с участием артистов в открытии в Манжероке нового туркомплекса. Ей всегда нравилась работа в формате путешествий по разным проектам. Коренная москвичка была в восхищении от природы Горного Алтая.

– Раньше я куда-то приезжала и, сделав там заданную работу, уезжала. Но теперь как-то сразу поняла, что мне было бы комфорт­но здесь жить, в таком здоровом климате. Не зря говорят, что в Белокурихе воздух лучше, чем в Давосе. Но я уверена, что здесь есть и возможности для развития своего дела. Ведь отток кадров – главная проб­лема сегодня в экономике. Молодежь уезжает из родных мест, чтобы получить образование. Но часто потом уже не возвращается обратно, – сетует Мария. – Вот и в Москве есть у меня подруга, которая сама родом из Бийска. Она работает режиссером в Электротеатре Станиславский.

Мария Русанова уверена, что сейчас возможностей для самореализации у молодых специалистов в регионах стало все-таки значительно больше.

– Я на личном опыте убедилась, какие хорошие обучающие программы и направления по поддержке проектов есть в барнаульском центре «Мой бизнес», – привела она пример. – Сейчас я прохожу учебу по губернаторской программе подготовки кад­ров для малого и среднего бизнеса в РАНХиГС.

Громадьё планов

В регионах сейчас обширное поле деятельности в тех направлениях, с которыми в столице явный переизбыток. В Москве более сотни кинокомпаний, а в областных и краевых центрах – от силы по две-три.

– Мне очень понравился край. Здесь больше энергии, и я лучше себя чувствую. Всегда хотела жить в подобном месте. Я очень люблю Москву и буду туда периодически возвращаться из-за работы. Как и многие люди из Центральной России, я не разделяю Горный Алтай с Алтайским краем, – продолжает рассказ Мария. – Но считаю, что в крае при большей численности населения и возможностей больше. Поэтому в марте я зарегистрировала именно здесь свою кинокомпанию и сразу пошла на учебу в центр «Мой бизнес».

Она привела сравнительный пример из хорошо знакомой творческой кухни:

– Сейчас, если в столице потребуется актер на пробы и в чате написать об этом в 2 часа ночи, то за полчаса запишется три десятка желающих. Там дичайшая конкуренция. Многие сидят и страдают без работы. Хотя могут поехать в регион, получив там возможность для творческого развития. Это и разгрузило бы еще Москву для решения многих проблем. Меньше придется ждать своей очереди для собственных проектов. А здесь я лучше понимаю, что мой опыт нужен сейчас в крае. Уверена, что опыт москвичей нужно смелее переносить в регионы. Тем более, что Алтайский край сейчас динамично развивается.

Мария заинтересовала своими планами на Алтае и многих столичных друзей.

– Не буду говорить, что это мечта, скорее, план. Арт-кластер, такой проект я придумала как выпускную работу на курсе «Социальный бизнес». Сказали, что это слишком масштабно и начать лучше с детского лагеря. Но план остался. Во-первых, я там буду жить и окружать себя единомышленниками. Также там будут жить мои артисты, постоянная труппа и лаборатория, – прогнозирует новая бийчанка. – В киносезон будем снимать, в межсезонье – ставить антрепризы и заниматься театральными исследованиями. Это очень любит мой мастер Анатолий Васильев, создатель театра «Школа драматического искусства». Еще хотела бы взять несколько художников по примеру иностранных резиденций, которые заезжают на месяц и по итогам должны сделать персональную выставку и обязательно обучать детей.

Летом и в каникулы есть в планах и детский профориентационный лагерь из пары смен. Ведь есть артисты, и они будут преподавать. К тому же огромное количество друзей Марии еще на Алтае не были и мечтают приехать. Вот и будут они вести мастер-классы по акробатике, танцам, актерскому мастерству.

– Там же мы разместим скульп­туры художников. Ландшафтный дизайн сделает моя подруга, однокурсница по социальному бизнесу. Есть отдельный проект дендропарка с питомником растений. Это тоже важное дело. Узнала, что здесь совсем нет ни одного питомника, и многие растения возят из Новосибирска, – сетует предпринимательница. – Город мастеров включал бы в себя гончарную, кузницу, ткацкую мастерскую, плетение кружева.

Еще Мария хочет восстанавливать заброшенные пляжи, делать общедоступные летние кинопоказы на открытой площадке в максимально бюджетном формате. Уже есть запрос от коллег из Москвы на проведение фестиваля работ женщин-режиссеров.

– Лень – двигатель прогресса. Но чтобы обойтись без лишних разъездов, нужно сконцентрировать арт-резидентов в одной точке, – прогнозирует Мария Русанова.

Экономика творчества

Кинопроизводство, театр, креативные индустрии. Эти сферы, казалось бы, больше подходят для развития в больших городах с многовековой историей. Но ведь и Бийск с Барнаулом тоже по своему возрасту далеко не «мальчики». Основанный в 1709 году Бийск всего на шесть лет младше культурной столицы России Санкт-Петербурга.

Мария Русанова считает, что ее дело по своему содержанию – социально ориентированное. Это маленькая ячейка в больших сотах креативной экономики.

– При том широком профиле, что дали годы, прошедшие на журфаке МГУ, в ГИТИСе и в Высшей школе экономики, мне вполне по силам делать арт-кластеры в регионах, – делится планами Мария. – Мои московские коллеги, когда узнали о моем переезде на Алтай, предложили возглавить группу экспертов по креативной экономике. Конечной целью любой экономики, особенно с приставкой «национальная», должен бы стать, наверное, и процесс возвращения специалистов из цент­ра в регионы. Есть ведь из чего выбирать, когда наша страна такая огромная и такая разная!

У родившихся в Москве склонных к творчеству людей, конечно, куда больше возможностей получить образование.

– Но чаще всего потом ты будешь много лет работать младшим продюсером в какой-либо компании. А если хочешь начать собственный проект, то в регионах проще со стартовым капиталом. Ведь дешевле и аренда офиса, любое оборудование и рабочая сила. И самое главное для меня: здесь есть люди с горящими глазами, энтузиасты, которые готовы заниматься любимым делом, – подчеркнула Мария.

Если сравнивать профессионализм актеров Бийска и Барнаула со столичными, то в театрах, в которых побывала у нас как зритель Мария Русанова, она убедилась, на каком высоком уровне работают наши земляки.

– Но здесь нет актерских агентств. С этим – поле непаханое. Просто приходит человек, и он рад работать. Люди не испорчены, как в Москве, – уверена Мария. – Если рассматривать столичную творческую индустрию, то видно проблему огромного разрыва между начинающими актерами и признанными звездами, которые очень много зарабатывают и много хотят в размерах гонораров. Но часто звезды не выдают тот результат. Моя цель – открыть новые таланты в регионах. И в Алтайском крае я вижу большие перспективы. У вас (теперь надо говорить «у нас»!) живут и работают замечательные люди. Меня потряс рассказ в цент­ре «Мой бизнес» о враче, которая продала квартиру, чтобы купить аппарат УЗИ.

Такие примеры внушают коренной москвичке оптимизм, что не все специалисты покинут Алтайский край.

– А кому-то, может быть, больше нравятся не горы, а море. Мне кажется, нужно уходить от старого представления, что все и вся нужно концентрировать в одном таком месте, как Москва. Поэтому, когда в очередной раз слышу предложения о переносе столицы в Новосибирск, то считаю, что это очень неплохой план, – прогнозирует Мария.

В регионах есть и преимущество в переподготовке профессиональных кадров. У нас, по оценке со стороны, во многом еще сохранился индивидуальный подход преподавателей к своим подопечным.

– Я убедилась, что при обучении социальному бизнесу в небольшой группе из двух десятков человек каждому все покажут и расскажут. Поэтому исчезает страх при подготовке своих проектов, – дала оценку Мария Русанова.

Фоторепортаж