В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева

18:20, 28 июля 2024г, Культура 97


В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Фото №1
В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Фото №2
В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Фото №3
В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Фото №4
В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Миниатюра №5
В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Миниатюра №5
В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Миниатюра №5
В Художественном музее Алтайского края открыли выставку Виктора Зотеева Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

Могучие алтайские горы и реки, Русский Север и Восточная Сибирь – в краевом Художественном музее открыли выставку классика алтайского пейзажа Виктора Зотеева, чье столетие со дня рождения отмечается этой осенью.

Выставку назвали «Пути-дороги» – с этюдником Зотеев обошел, кажется, буквально всю страну. Как вспоминает куратор выставки искусствовед Наталья Царёва, художник ей рассказывал, что ему доводилось путешествовать с охотниками, геологами и лесорубами по тайге и тундре, на лошадях через горные перевалы, на вертолетах к заснеженным вершинам. Из мест, где не ступала нога человека, он привозил этюды, потому что был уверен, что наша страна прекрасна и ее обязательно нужно запечатлеть. Музейное собрание насчитывает чуть менее 60 его произведений, по которым можно проследить жизнь и творчество художника на протяжении десятилетий, начиная с его молодости, прошедшей на Урале. Скромные площади нынешнего временного пристанища ГХМАК позволили показать около 26 работ, но зритель едва ли задумается о подсчете.

Готовились заранее

«Я несколько лет назад под этим деревом отдыхал, чуть-чуть не дойдя до третьего Мультинского озера, это место очень узнаваемо», – говорит живописец Анатолий Щетинин о большом пейзаже Зотеева «Кедр», написанном с этюда в середине 1990-х. По его словам, на Мультинские озёра Зотеев отправился с собратьями-художниками и проводником больше полувека назад. И тогда эти места были настолько дикие, что по ночам к их палатке приходил медведь и воровал продукты. «Когда я с туристами туда пошел, думал: как же они не боялись? Наверное, большое желание увидеть и написать эту красоту воодушевляло художников», – замечает Щетинин.

А искусствовед и друг мастера Людмила Лихацкая вспоминает: «Он был человеком громадной смелости и просто пешком ходил по Южному, Среднему и Северному Уралу, был на всех северных морях, один или со своей собакой по кличке Кучум путешествовал по тайге».

Пришедшие на открытие выставки гости говорили, какая радость для них вновь видеть работы Виктора Александровича (художника не стало в 2008 году). В том же признавались и сотрудники ГХМАК: да, некоторые произведения мастера, например чудесная «Пасека в Колывани», постоянно участвуют в выставках алтайской живописи, которые проводит музей, но такой большой экспозиции здесь долго ждали и готовились заранее.

– Знаете, мы повесили работы, огляделись по сторонам и подумали: какая мощь! И как этой мощи не хватает нашему сегодняшнему искусству, вот этого высокого профессионализма и творческого отбора, – говорит Наталья Царёва, показывая на главную и ударную стену, где поместили большие полотна «Алтай. Улаганское ущелье» и «Осень на реке Обь». – Он говорил, что не может не работать, что если у него в руках нет этюдника и кистей, он не живет. Художники того поколения были преданы искусству.

Дань первому критику

Виктор Зотеев родился на Урале в городе Кушва и стать художником мечтал с детства. Но в 1942-м совсем юным ушел добровольцем на фронт, хоть и имел бронь. Войну он закончил в разгромленной Германии 20-летним. А в Уральское художественно-промышленное училище поступил только в 1948 году, но после первого курса за особый талант и успехи был переведен сразу на третий. Искусствоведы говорят, его наставником был Олег Бернгард – ученик импрессиониста Леонарда Туржанского, прививавшего уральским художникам понимание русского пейзажа.

На Алтае, куда Зотеев сначала приезжал на пленэры, были свои пейзажные традиции, идущие от Гуркина и Никулина. Окончательно Зотеев переехал в Барнаул из Миасса в 1967-м, тогда здесь работали пейзажисты Дий Комаров, Михаил Жеребцов, Михаил Будкеев, Фёдор Торхов, у каждого был свой почерк, и в общении с ними, как считает Наталья Царёва, художник сформировался как мастер.

Все эти годы рядом с ним была его жена Лидия Александровна Зотеева, с которой он познакомился еще в училище. Она стала искусствоведом и считала, что должна способствовать тому, чтобы ее муж состоялся как живописец.

«Может, если бы не она, и не было бы такого художника: он надолго уезжал в свои экспедиции, она оставалась дома с детьми и создавала все условия, – замечает куратор выставки. – А еще была первым зрителем и тонким критиком его работ. Он был ей очень признателен». Так что в этой юбилейной экспозиции Лидии Александровне, ушедшей из жизни в конце 2023 года, тоже отдали дань уважения, поместив несколько ее акварелей, которые она из скромности нечасто показывала даже друзьям, и искусствоведческие труды (сферой ее научных интересов было деревянное зодчество Сибири). За этот жест дочь художника Людмила Гаева особо благодарила музей.

Видеть красоту мира

– Что касается личности отца, то ее масштаб мы поняли только со временем. Он обладал даром слова, был лучшим шахматистом в училище, путешественником. И обладал очень большой внутренней силой, которая видна в его работах, – говорит Людмила Гаева. – А еще умел научить людей видеть красоту мира, что повлияло на судьбы его учеников.

Об этом даре рассказала библиотекарь барнаульской школы № 63 Татьяна Еньшина: «Мы были знакомы с 1984 года: Виктор Александрович узнал, что есть человек, который развешивает в школе плакаты с шедеврами Третьяковской галереи, и нашел меня сам, предложив пропагандировать искусство по-настоящему». Уже через два месяца в школе открылась его персональная выставка, которая стала постоянной, просто на ней все время менялись работы. А еще он стал учить взрослых и детей понимать композицию, вести экскурсии и рассказывать об искусстве.

«Поскольку мы хотели показать Зотеева как путешественника, то, к сожалению, исключили прекрасные работы, посвященные Барнаулу, – говорит Наталья Царёва. – Некоторые вещи не вошли, потому что очень большие – допустим, пейзаж «Гора Сабля» такой длинный, что у нас в этом здании просто нет простенка, чтобы его разместить. Но мы решили, что впереди еще много его выставок, ведь наша коллекция – монографическая и позволяет показать развитие художника от ранних работ до последних лет жизни».

Выставка «Пути-дороги» работает до 8 сентября по адресу: ул. М. Горького, 16.

Фоторепортаж