В Барнауле прошел показ нового фильма Владимира Грамматикова

14:40, 28 июля 2024г, Культура 97


В Барнауле прошел показ нового фильма Владимира Грамматикова Фото №1

В Барнауле показали новый фильм режиссера Владимира Грамматикова «Смотри на меня!» по сценарию Андрея Кончаловского – во вторник картина открывала Шукшинский кинофестиваль.

В широкий прокат она выйдет осенью, и министр культуры края Елена Безрукова рассказывала, что до сих пор фильм видели только зрители спецпоказа в столице (и остались в восторге), а договориться о том, чтобы привезти фильм в Барнаул, удалось благодаря его оператору Алишеру Хамидходжаеву. Кроме режиссера и оператора, на алтайскую премьеру приехала исполнительница главной роли, актриса Александра Урсуляк.

Под стук колёс

1948 год. Бывшая оперная певица, а ныне мама четырех детей Нина Левицкая (Урсуляк), срочно распродает имущество и нанимает товарный вагон. Взяв детей и погрузив только самое необходимое (в том числе, пианино, корову-кормилицу Милку и патефон), она отправляется в долгое и полное волнений путешествие из Свердловска в Москву на поиски пропавшего мужа. Год назад его вызвали в столицу по службе, но на письма из дома давно не приходят ответы, а женщина чувствует, что над их семьей сгущаются тучи. На дворе суровые сталинские времена, внезапный арест возможен в любой момент и по любой причине. И главная героиня боится, что если за ней придут, троих ее сыновей и дочку разлучат и распределят по разным детдомам.

Эту предысторию мы постепенно узнаем из разговоров героев. А вот видим впервые уже на восьмой день пути в том самом вагоне, где решительная женщина смогла создать домашний уют – надо сказать, убедительный. Дети мирно спят на двухъярусной кровати, пока мама поет им колыбельную под собственный аккомпанемент. Есть подобие плиты, где в большой кастрюле варится каша. Во время остановок можно зачерпнуть воды из ручья, ну и стащить немного сена из придорожных стожков для молчаливой Милки, в чьих глазах оператор улавливает крайнее изумление.

А вот дети как будто вполне освоились в этих странных обстоятельствах и очень ждут Москву. Дочка Люся (ее играет Вероника Каткаева) ведет дневник и сочиняет удивительные небылицы для младшего Юрки и совсем маленького Вовки (его все зовут Бусей). Старший Марк (Максим Осинцев) уже совсем взрослый и главная мамина опора, в том числе в вопросах воспитания, которые тоже решаются под мерный стук колес.

Опасные встречи

Такая долгая дорога не может обойтись без удивительных встреч и опасных приключений. Чтобы ускорить перецепку своего вагона на сортировочной станции, Нина решает очаровать местного офицера НКВД. Но тот не настолько джентльмен, чтобы ограничиться пением дуэтом под гитару, и лишь случайность уберегает женщину от беды. Случайность же сводит путешественников с пожилой беглой зэчкой по фамилии Скляр, из «политических». Ее играет, в первые минуты абсолютно неузнаваемая в гриме и ватнике, главная принцесса советского кино Евгения Симонова. И ночной разговор этих столь разных женщин помогает Нине Левицкой найти в себе решимость идти до конца. Потому что за всеми тяготами пути маячит главный вопрос: жив ли муж и папа, ждет ли их?

Фильм предваряют титры «Основано на реальных событиях» – но события эти не просто реальные, а личные для режиссера Владимира Грамматикова, ведь маленький мальчик Буся, которого мама купает в тазу, – это именно он. На его отца (во время войны он предложил добывать уголь в Кузбассе открытым способом) написали донос, и чтобы спасти от ареста, друзья семьи действительно вызвали его в Москву, где он пропал.

После показа и оваций Владимир Александрович признался: «Я рад, что у вас душа немного выпрямилась. Я волновался, думал, может, зритель совсем закрылся эмоционально, мы так равнодушны друг к другу. Но нет, шансы есть».

Гимн матери

Отвечая на вопросы зрителей, режиссер рассказал, что на сцену мама больше не вернулась:

– В Москве родилась Галя, пятая наша, было нелегко. И мама – нет, она не пела, она стояла у плиты с утра до вечера и варила суп на всех в шести-семилитровых кастрюлях. А еще кипятила белье в огромном баке – я никак не мог понять, почему он все время булькал рядом с борщом.

По его словам, идея превратить семейную историю в фильм, соединить рассказ о времени с настоящим гимном матери, возникла у него еще 15 лет назад. Было написано пять вариантов сценария, в итоге решили вернуться к тексту Андрея Кончаловского, который лично знал маму Грамматикова. «В фильме не все правда, есть придумки Андрона – например, с неродным старшим сыном», говорит режиссер.

Кроме того, зрители оценили редкое качество игры юных актеров:

– Я только в личном контакте посмотрел пятьсот детей: они приходили и мы разговаривали, иначе ничего не получится, – объяснил Грамматиков. – Все складывается из тонких нюансов, а родители их специально готовят, и это ужасно мешает: они начинают читать стихи, петь песенки. А нам нужно понять их нутро, реакции, чувственность, поэтому нужно говорить и говорить.

А Александра Урсуляк благодарила не только режиссера за то, что доверил ей воплотить образ матери, но и оператора:

– Я рада, что глазами этой картины был прекрасный Алишер – который живет на Алтае, между прочим. Он великолепный мастер, художник. Но для нас, артистов, важно, когда камера так близко, ощущать эту теплую нежную энергию, которая от него исходит, и тогда совсем не страшно… Конечно, этот фильм о времени, о семье, но для меня он о любви – о том, что она такое на самом деле и как ее нужно хранить.

Фоторепортаж