В Барнауле прошла премьера спектакля, поставленного по мотивам творчества трех сибирских писателей

18:34, 26 июля 2024г, Культура 116


В Барнауле прошла премьера спектакля, поставленного по мотивам творчества трех сибирских писателей Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Завтра в Сростках завершатся Шукшинские дни на Алтае. Одним из центральных событий всероссийского фестиваля стала премьера хореографического спектакля ансамбля «Алтай», поставленного по мотивам творчества трех важных сибирских писателей – Василия Шукшина, Валентина Распутина и Виктора Астафьева.

«Край возле самого неба» правильнее называть вечером современной хореографии – в течение месяца над постановкой по очереди работали четыре очень разных по стилистике балетмейстера из России и Беларуси, и каждый за несколько дней создал свою композицию. В единое действо их собрал художественный руководитель и режиссер вечера народный артист Владимир Васильев. Как сказала об этом директор ансамбля «Алтай» Елена Березикова, «умелая и крепкая рука мастера соединяет несоединимые вещи». При этом артисты, по ее словам, репетировали иногда по десять часов в день.

«Мать, река, страна»

К творчеству Шукшина коллектив обращается не впервые, но Елена Березикова замечает: «Его всего невозможно охватить, и хочется исследовать глубже. С возрастом ты каждый раз понимаешь его слово по-другому, открываются новые грани – наверное, в этом и есть величие». Но теперь ее захватила идея «сибирского литературного тре­угольника» Астафьев – Распутин – Шукшин (первым эту идею стало развивать музейное сообщество большого сибирского региона). При всех различиях найти общие темы и мотивы в их творчестве было несложно.

– Современный танец тем и хорош, что глубок. Нам необязательно создавать конкретного персонажа, иллюстрировать на сцене рассказ. Но можно сказать пластическим языком о самом важном – о том же, о чем говорили и писали эти люди, – объясняет Березикова. – О судьбе человека, о малой родине, о русской деревне, о том, почему люди уезжают и что делать, чтобы оставались.

Об ассоциативной природе получившегося действа говорили и сами авторы четырех композиций, составляющих этот спектакль. 

Например, художественный руководитель пермского театра «Балет Евгения Панфилова» Алексей Расторгуев (ему в спектакле принадлежит композиция «Забытый берег» на музыку Рахманинова, сюжетно отсылающая к «Прощанию с Матёрой» Распутина) на вопрос о важнейших образах ответил:

– Женщина. Я попытался понять и рассказать, что чувствую к моей маме, к моей дочке, и пронести это сквозь спектакль. И не хотел бы делать акцент на конкретных литературных произведениях, все это собирательные образы: мать, река, страна.

С точки зрения эстетики

Хореографа и танцовщика Александра Могилёва произведения писателей-сибиряков тоже вдохновили на тему нелегкой женской доли. Причем в его композиции «Долюшка» на музыку современного российского композитора Алексея Айги не только танцуют, но и поют – да, по мысли Владимира Васильева, вокал дает хореографическому действу дополнительный «воздух». А белорус Дмитрий Залесский о своей композиции «Такой парень» сказал лишь, что вдохновлялся Шукшиным и старался сделать все «очень просто и понятно». 

Конкретное произведение назвал только солист и балетный хореограф Мариинского театра Юрий Смекалов, впервые участвующий в лаборатории ансамбля «Алтай»:

– Изначально я взял за основу рассказ Шукшина «Три грации», но лишь как образ человека, который наблюдает за очень гротесковыми девушками. В итоге получилась скорее история по мотивам моих впечатлений о рассказе. Мне интересен сам Шукшин – как личность, как очень яркий представитель русской культуры. Это скорее про менталитет, про такого «простого мужика» с очень внимательным внутренним взором в себя и во внешний мир. И моей сверхзадачей было поиграть с этим с точки зрения эстетики.

Пронизано общей любовью

«Я всегда стараюсь освободиться от каких-то ожиданий. Тем более когда находишься в материале, то все равно не можешь объективно оценить собственную работу, – признавался журналистам перед самой премьерой Александр Могилёв. – Но так как я приезжал первым и сейчас вернулся, чтобы посмотреть прогоны, мне кажется, что получился уникальный вечер. Он собран из разных частей, придуман разными головами, но самое ценное в нем, что он объединяется рукой мастера Владимира Викторовича Васильева. Он как-то сумел пронизать это общей любовью и сделать одно произведение».

Ведущая вечера Вера Климанова напомнила зрителям, что первую творческую лабораторию на базе молодежного ансамбля песни и танца «Алтай» Владимир Васильев организовал еще в 2016 году, пригласив в Барнаул молодых, талантливых и смелых хореографов. Для барнаульских артистов это тоже стало серьезным вызовом: за короткое время им нужно было освоить язык новой для себя хореографии и с нуля создать полноценный спектакль «Жил человек». И выяснилось, что Шукшина можно танцевать. Тогда же Васильев пообещал, что, раз уж охватить творчество писателя невозможно, коллектив к нему еще обязательно вернется. С тех пор ансамбль и народный артист создали немало удачных совместных проектов, чтобы к 95-летию Шукшина попытаться взглянуть на него с другой стороны.

Кстати, в новом спектакле Владимир Васильев выступил не только в качестве режиссера, но и как автор пейзажей, ставших фоном для композиций «Забытый берег» и «Такой парень». Правда, в силу обстоятельств шлифовать постановку и смотреть премьеру ему пришлось по видеосвязи, о чем он сожалел. Присутствовавший на премьере губернатор края Виктор Томенко благодарил и мастера, и молодых авторов, ставших частью истории Алтайского края, «за это средоточие невероятного таланта, энергии и чудес, которые мы увидели».

А балетмейстер Юрий Смекалов признавался, что действительно получил огромное удовольствие от работы с «Алтаем», и считает, что за последние годы благодаря влиянию Владимира Васильева ансамбль превратился в уникальную труппу, которая может достойно нести свое имя не только в России, но и за ее пределами.

Подробнее о героях заключительного дня фестиваля мы расскажем в ближайших номерах.

Фоторепортаж