Алтайский режиссер рассказала, как нейросети преображают кинематограф

18:13, 10 августа 2024г, Культура 242


Алтайский режиссер рассказала, как нейросети преображают кинематограф Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Каждый раз ломая голову, какую киноновинку предложить читателям в рубрике «Смотрим-обсуждаем», корреспонденты «АП» сталкиваются с дилеммой. Можно ли считать безусловным благом искусственный интеллект, уже не отделимый от кинематографа? Да, ярко, зрелищно, динамично… Но откуда тогда ностальгия по старым фильмам России, в которых спецэффекты ограничивались длиной троса и смелостью каскадера? Вопросы эти мы адресовали Вере Уразовой, известному на Алтае режиссеру.

Перевирая внаглую

– Вера Анатольевна, вряд ли вы оспорите тот факт, что искусственный интеллект (далее – ИИ) помогает делать в кино то, что невозможно было прежде. Ощущение непрерывного скольжения в «Серебряных коньках», потрясающе реалистичную картину воздушного боя в «Девятаеве»...

– Да, фильм «Серебряные коньки» красив. Карамельно красив. И так же карамельно показаны драматические события в Петербурге начала ХХ века. К реальному городу, каким он был накануне Революции, фильм отношения не имеет. По сути, авторы сняли сказку, забыв предупредить об этом зрителя. То есть подали заведомо ложный продукт. А подделку способен распознать лишь тот, кто знает историю страны.

Про «Девятаева». Я вспоминаю «В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину» – им далеко было до нынешнего уровня технологий. В 70-х годах снимали маленькие модели самолетов на тросах, в кадрах они видны, если присмотреться. Но увлеченный зритель огрехов не замечал. Он душой такие картины воспринимал. Живой сопереживающей человеческой душой.

– Так почему бы не совмещать ИИ с прекрасным опытом кино России, взрослого и детского…

– Технологии – лишь инструмент, как нож или бензопила. Сами по себе они не работают. А в руках человека становятся палкой о двух концах. Скажу так. Возможности нейросетей преображают кинематограф, помогают создателям в работе над фильмом, на монтаже, раскадровке или если надо, чтобы в кино звучал живой голос Распутина, Шукшина. Проблема в этических границах. В совести. Представьте, что в кадрах хроники в уста исторического героя режиссер вкладывает слова, которых тот не говорил. А можно его вообще убрать, вмонтировав на его место персон, никакого отношения не имеющих к конкретным событиям. То есть, по сути, создать новую хронику. Пространство для манипуляций ИИ открывает безграничное, и мозг зрителя не распознает подмены. Это то, что происходит на наших глазах. Внаглую перевираются итоги Второй мировой, а для нас – Великой Отечественной войны, реальные победители вычеркиваются. История? У нас ее скоро не станет такими-то темпами.

Как «протезировать» сознание

– То есть человечество получило очередную страшную игрушку?

– Нейросети научились создавать сюжеты, писать музыку и книги, но «протезировать» адекватное сознание, если его нет у человека в принципе, они не могут. А без него недалеко и до отмены человечества.

Вы заметили, как много сейчас молодых людей, выросших на гаджетах, не ориентируются без Яндекс.Навигатора даже в своем городе? Не способны смотреть полнометражные фильмы, требующие размышлений, ибо привыкли к коротким видео в TikTok, к комиксам. Не в состоянии вникать в суть явлений, анализировать проблемы. Потому что восприятие поверхностное. Промелькнуло – и названия не запомнили. Килотонны никому не нужной информации.

Поколение двухтысячных выросло в абсолютном благополучии, не зная нужды, не видя пустых полок и голодных людей. Мы сами вырастили эту генерацию «розовых пони», которые за все хорошее, против всего плохого. Но спроси их, чем одно отличается от другого, – не ответят. А лиши их привычного благополучия – перегрызут друг друга.

– И как же они выживут, когда этот выдуманный мир грез рухнет?

– Без амплитуд потрясений, не потеряв чего-то ценного, человек не осознает истинного смысла жизни. Я не знаю, как это работает, похоже, русских людей и впрямь Бог ведет, в опасные моменты включая нужную опцию, и народ поднимается, понимая, что Россия важнее, чем личное благополучие здесь и сейчас.

– Но перевоспитать взрослого человека практически невозможно…

– Почему вы так думаете? Посмотрите, как переиначили нашу дорогую Украину. Я не только о молодежи говорю – отформатировали и тех, кому сейчас за семьдесят. И сделали это легко и просто, массированным информационным прессингом.

– Почему же мы этот прием не используем, если он так эффективен?

– Нельзя учиться тому, что делают там. Наше дело – продвигать свои ценности, прививать их людям. Прикрыть на экране голые, простите, части тела, одеть артистов, как того требует сценическая культура, убрать из открытых источников терминологию, унижающую достоинство человека. Вот здесь нейросети были бы незаменимы. Когда блогеры и иже с ними «продвинутые» поймут, что через фильтры не пробиться, не хайпануть, публичный мат и непотребщина утратят всякий смысл.

А где шедевры?

– Согласна, работы у Роскомнадзора – непочатый край.

– Не только у него. И в образовании надо учить педагогов, и в культуре – воспитывать артистов. Это ведь особенные люди, лидеры мнений, на них равняются.

– Напомню, едва началась СВО, «продвинутые» первыми из России… Уехали – неточный глагол. Народ говорит: «свалили». Помогло ли это?

– Да, прежде всего людям, которые всю свою жизнь этой чернухе противостоят. Они, наконец, почувствовали, что были правы, говоря о нравственности, о высоких смыслах искусства. Даже когда их втаптывали в грязь, навешивали ярлыки замшелых и ущербных совков. Но как-то так случилось, что в сложное время именно они, «совки», остались со своей страной, а «свободные» легко ее бросили, заплевали, заклеймили. А теперь давайте подумаем, кто они и чем занимались здесь. Преподавали, навязывали многомиллионной публике «прогрессивные» антироссийские взгляды, чуждую России идеологию.

– Насколько нынешний видеоконтент соответствует геополитике?

– А вы включите «Первый канал»… Там есть «кукушки», бросившие детей, насильники, педофилы, убийцы… А где программы о силе человеческого духа, о подвигах? Где фильмы о наших современниках, о реальных – не выдуманных – героях, которых немало на СВО? Фильмы о людях села, снятые с любовью, без насмешки? 

Можно ли создать некий фильтр, комиссию по этике например, которая поставит заслон тому, что искажает историческую правду? Прежде чем режиссер получит ресурс для съемок и запустит материал в работу.

– Комиссия по этике, как вы ее называете, должна формироваться вместе с человеком еще в утробе матери. В воспитании на традициях прадедов. Мерилом мерил можно считать Шукшина, его принцип «нравственность есть правда». Но люди неидеальны, а часто и неспособны отличить добро от зла, этим сегодня грешат и многие представители моей профессии. Так кинодеятели, не способные понять, что были и есть люди, которые готовы бескорыстно умирать за Родину, снимают фильмы о героях Великой Отечественной, например, о Зое Космодемьянской, о святой той войны, погибшей, по их мнению, «за булочку».

К слову сказать, комиссия по этике в том смысле, о котором мы говорим, была в русском кино всегда. Это худсовет, редактор советского образца. Именно они помогли создать сценаристам и режиссерам шедевры кинематографа. Как именно? Отсекая ненужное, направляя художника в этическое русло. Он вынужден был сам, без нейросетей, продумывать образы, сюжетные линии. И обратите внимание, именно фильмы того периода отечественного кино вошли в сокровищницу мирового кинематографа. Сейчас нет цензуры, кругом свобода от этических норм. Так где же они, эти великие режиссеры? Где их шедевры?

Мои молодые коллеги предпочитают делать анимацию, игровое кино – документальное мало кого интересует, такие звездочки загораются редко. Догадываетесь почему? Возможно, потому что придумывать реальность проще, чем работать с живыми героями; или бюджеты маленькие; или нет возможности прославиться. Сегодня молодые ребята очень часто не имеют достаточного объема знаний о жизни, чтобы написать глубокий сценарий или снять фильм. Нейросеть тут вряд ли поможет.

Фоторепортаж