Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова

18:20, 09 августа 2024г, Культура 517


Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Фото №1
Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Фото №2
Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Фото №3
Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Фото №4
Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Миниатюра №5
Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Миниатюра №5
Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Миниатюра №5
Конёк-Горбунок, Жар-птица и «Цветы Алтая». В барнаульском музее проходит выставка работ Владимира Муратова Миниатюра №5

Фото Олег БОГДАНОВ

В краевой столице начала работу выставка «Искусство Владимира Муратова», посвященная 95-летию со дня рождения художника. В экспозиции более 60 работ одного из ведущих специалистов страны в области русского художественного стеклоделия.

Талант стеклодува

– Выставка юбилейная. 27 августа Владимиру Сергеевичу исполнилось бы 95 лет. Это дань памяти выдающемуся художнику, который родился у нас на Алтае, в селе Хмелёвка бывшего Сорокинского района, – рассказывает Нина Гончарик, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, куратор экспозиции. – Он был сиротой с раннего детства: отец умер рано, мама репрессирована, потому воспитывался в детском доме. Путь на олимп славы был сложным и долгим. Работая в Новокузнецке заводским токарем, молодой Муратов посещал кружок рисования. Именно там зрел его уникальный талант стеклодува.

По ее словам, Владимир получил хорошее образование. Сначала он учился в Одессе. Потом, поняв, что этого мало, он едет в Ленинград и поступает в Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Уже там он начинает изучать стеклоделие и понимает, что это его призвание.

– По распределению Муратов отправляется в Киргизию. Но там недостает условий для творчес­тва, потому художник просит перевести его в Гусь-Хрустальный, – говорит куратор. – После переезда туда начинается новый этап – поиск своего стиля и методов работы. На знаменитом Гусевском заводе он возрождает технику производства гутного стекла. Изделия из него получают путем свободного дутья без применения форм. Как правило, для использования такой техники необходимы помощники, однако современники говорили, что Муратов достиг такого мастерства, что справлялся в одиночку.

По воспоминаниям

В составе экспозиции представлены первые шедевры Владимира Сергеевича середины 60-х годов. Здесь мелкая пластика с использованием цветного стекла. Такую технику художник начал использовать одним из первых. Як, бизон, Конёк-Горбунок, Жар-птица – фигурки животных восхищают своей тончайшей плас­тикой. К этим работам страшно прикоснуться руками, настолько кажутся они хрупкими и изящными.

На другой витрине – изделия, которые появились после поездки художника на родину, в Алтайский край. Они попали в музей в середине 80-х годов прошлого века.

– По своим воспоминаниям из путешествия, по эмоциям Муратов делает первую композицию – «Цветы Алтая». Затем появился «Голубой Алтай» в красивых бело-синих тонах. Именно с этих работ начала целенаправленно формироваться коллекция произведений Муратова в Художественном музее, – добавляет Нина Гончарик. – Еще одна техника, которая полюбилась мастеру, – пескоструйная. В зависимости от размера абразива (песчинок) художник добивался разных эффектов. Умело получилось у него совместить матовое и блестящее стекло в одном изделии. Наиболее ярко это отражено в работе «Яблоко».

Долгое время уроженец села Хмелёвка Алтайского края жил и работал в Гусь-Хрустальном. Многие его шедевры запускались на поточное производство. Но первое изделие он всегда выдувал сам, а это было огромной физической нагрузкой. Руководство завода далеко не сразу осознало, что на их предприятие пришел работать великий художник.

Алмазной огранкой Владимир Сергеевич добавил художес­твенности привычному всем сервизу. «Рисунок из блестящих выемок превратил набор посуды в настоящую композицию. Хотя техника традиционная и встречается часто, у Муратова получилось ее обновить. Потому все изделия получились более качественными, ажурными», – уточняет Гончарик.

10 плюс 10

Щедро наделенный талантами, Владимир Муратов заявил о себе и в эмальерном искусстве. Эмали, рожденные, как и стекло, в огне, представлены в основном пейзажами, которые можно видеть и в акварелях, рассказывающих о любви художника к путешествиям. В экспозицию вошли 10 акварельных и столько же эмалевых картин, большая часть которых выставляется впервые.

– Они поступили в фонды музея относительно недавно, в начале двухтысячных. Это последние шедевры мастера. Основная цель выставки – показать как раз новые образцы, которые до этого мало кто мог увидеть. Хотя есть те, что выставляем не в первый раз, но только для того, чтобы напомнить о великом земляке, – говорит куратор.

Одно из пополнений коллекции относится к 2009-му году, когда отмечалось 80-летие со дня рождения художника. Второе – к 2021-му году, когда благодаря финансовой поддержке Правительства Алтайского края в фондах музея оказались два классичес­ких сервиза, в том числе сервиз «Русский», принимавший участие в персональной выставке Муратова «Форма и цвет» во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, а также скульптуры из стекла и хрусталя, уникальные горячие эмали.

Всего в ГХМАК хранится около 170 произведений алтайского художника, 34 из них подарено музею автором и его наследниками. Больше коллекция только в Музее хрусталя в городе Гусь-Хрус­тальный. Кроме того, его работы представлены в Эрмитаже Санкт-Петербурга, историческом музее Москвы, а также в знаменитом Музее стекла в Нью-Йорке среди шедевров стекольного мастерства от Древнего Египта до наших дней.

– Владимир Муратов – уни­версальный художник, – считает Нина Гончарик. – Он не только создавал эскизы будущих шедевров, но и сам их выдувал, отслеживал процесс производства.

Фоторепортаж