Эксперт рассказал, что происходит с монументально-декоративным искусством на Алтае

19:10, 23 июня 2024г, Общество 374


Фото: Олег Богданов
Фото: Олег Богданов
Фото: Олег Богданов
Фото: Олег Богданов
Фото: предоставлены Николаем Зайковым
Фото: предоставлены Николаем Зайковым
Фото: Олег Богданов миниатюра
Фото: Олег Богданов миниатюра
Фото: предоставлены Николаем Зайковым миниатюра

Стиль, образ и облик краевой столицы существенно и качественно изменились за последние годы. Своя роль в этом и у фасадного оформления: образчики советских мастеров теперь в тесном соседстве с творчеством современности. Что происходит с монументально-декоративным искусством на Алтае, рассказал Николай Зайков, художник-график, профессор АлтГТУ.

По кусочкам

Идешь по улице, скользишь взглядами по домам и вдруг замираешь от удивления: на стене серого типового здания застыл испуганный олененок или расправил крылья белый журавль. Рядом узнаваемые портреты просветителей, космонавтов. А вот тут огромное полотно, и с первого раза даже не поймешь, что там изображено – то ли огонь, то ли русский витязь.

– Считается, что первый пример монументального искусства на Алтае – Демидовский столп на одноименной площади в Барнауле. Создали его еще в первой половине XIX века, – начинает рассказ Зайков. – С того момента и вплоть до середины прошлого столетия у нас было некоторое затишье, если не брать в расчет храмовые образцы – это отдельная категория. Хотя в целом по стране сохранились хорошие примеры монументализма 30-х годов, к примеру.

Каждый период, по словам Зайкова, имеет свои отличительные черты. В 60-е годы в связи с «оттепелью» и сменой политического курса изменения коснулись и оформления фасадов: все унифицировалось, реже стали использовать сложные декоративные решения. Именно в это время на Алтае начинается своеобразное возрождение монументально-декоративного искусства, связанное с именем Владимира Добровольского. Он вернулся в родной город после
обучения в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной.

– Владимир Фёдорович – создатель большинства самых известных и знаковых произведений, выполненных в различных монументальных техниках, – говорит Николай Сергеевич. – Один из примеров – мозаика из смальты на Комсомольском проспекте недалеко от АлтГТУ.

Здесь расположены десяти­этажные здания, на первых этажах которых магазины. Их входные группы и украшает творчество известного алтайского художника. Они интересны тем, что практически не несут идеологической составляющей. Еще один момент, отличающий их от других вариантов в городе, – доступность для зрителя, ведь изображение находится на уровне взгляда.

Не выцветает

– Мозаичные изображения составляют львиную долю всего фасадного искусства не только в Барнауле. В качестве материала здесь в большей степени использовали гашеное стекло – смальту, – говорит Зайков. – Технология ее производства была известна еще в античной Греции, но тогда не получила широкого распространения.

Сегодня элементы стеклянного оформления изготавливают в разном формате, но чаще всего они выглядят как плоский блин. Мастер разрезает его потом на необходимые фрагменты. В советское время исходный вариант чаще был в виде слитка, который раскалывали: резать было невозможно из-за толщины. Такой материал долговечен: он не выцветает, не разрушается и не темнеет.

– Существует две основных технологии создания изображения – прямой (его делают прямо на поверхности вне зависимости от ее формы) и обратный набор. То, что мы чаще всего видим на улицах города в качестве советского наследия, выполнено по второму варианту, – уточняет специалист. – В этом случае украсить можно только плоские стены, потому что изображение переносят кессонами – квадратными, прямоугольными частями. И если приглядеться, можно заметить стыки между ними.

Еще одна вариация – мозаика из керамической плитки, которой можно набрать любое изображение. Этот материал в сравнении со смальтой на порядок дешевле.

– Такой вариант мы видим на комплексе «Титов Арена». На фасаде – два симметрично расположенных панно, – говорит художник. – Это пример того, как сегодня существуют многие советские фасадные произведения. Часто их вытесняют реклама и другой визуальный шум. Посмотрите, где появляются рекламные растяжки и баннеры. Вы легко заметите: они занимают места, идеально подходящие для монументального искусства. А зачастую поверх панно у нас монтируют каркасы билбордов.

Нечем удивить

Мы живем в эпоху изображений, которые окружают нас везде. Сегодня это цифровые варианты – фотографии или видеоряд, сопровождающие почти всегда. В кармане у каждого – мобильный телефон с доступом в Сеть, дома – телевизор и компьютер. Визуальный фастфуд становится привычным, и кажется, что удивить уже нечем.

– Сегодня наиболее распространена роспись стен. Ее плюс в том, что технологический процесс достаточно прост. К тому же это относительно дешево в сравнении с той же мозаикой. Да и процесс создания идет гораздо быстрее, – рассказывает художник. – Здесь, как и везде, есть работы качественные и те, что назвать искусством сложно. Относительно недавно мы пережили расцвет граффити, создателями которых выступали не всегда профессионалы. А между тем и это лицо города.

По его словам, отличием последних лет стало появление художников, которые обладают знаниями, компетенциями и технологиями, подходящими для оформления фасадов.

– Если говорим о больших проектах, то в качестве заказчика такой работы выступает застройщик. И это касается не только офисов и деловых центров, но и многоэтажных домов. Компании соревнуются друг с другом в красоте, узнаваемости и выразительности готового продукта, – говорит он. – Государственные структуры тоже участвуют в этом процессе. Так, например, выделяют средства на увековечивание памяти. Это тоже способствует появлению качественных работ на улицах города.

Хотя и к такой технике пока есть вопросы – неясно, насколько долговечны окажутся современные шедевры. Советская роспись на стенах домов, например, практически не сохранилась. Лишь кое-где мы видим ее следы.

– Со временем, скорее всего, и нынешние краски исчезнут под воздействием окружающей среды. А вот мозаика – нет, – рассуждает Зайков. – Но у современного заказчика нет понимания, зачем тратить на создание фасадного изображения суммы, сопоставимые со стоимостью самого здания.

Что еще можно посмотреть?

  • Дом культуры шинного завода. Проходя мимо, невозможно не заметить большое мозаичное панно, украшающее фасад этого здания. Если поспрашивать у людей, что там изображено, разнообразных версий наберется с десяток: кто-то видит огонь, кто-то синюю птицу. На самом же деле здесь воплощен образ Георгия Победоносца, одержавшего победу над змеем. Автор мозаики – первый профессиональный художник-монументалист Алтайского края Владимир Добровольский. Это панно – его программная работа, а создал его он в 1978 году.
  • Краевой театр драмы. Здание – интересный памятник архитектуры советского периода. Это целый дворец искусств: он собрал в себе и витраж, и металлические рельефы, и скульптурную композицию, и мозаику. С торца мы наблюдаем мозаичное панно «Дары Алтая – Родине». Ее создание велось под руководством известного художника Якова Скрипкова.
  • Технику сграффито в исполнении Владимира Добровольского можно увидеть на фасаде института имени Лисавенко. Его торец состоит как бы из двух поверхностей, которые встречаются друг с другом. Плоское изображение включает два цвета штукатурки. Кроме того, здесь же расположена объемная металлическая конструкция.
  • Фасад магазина «Политическая книга» (ныне магазин «Слово»). В Алтайском крае это был первый и единственный горельеф с мозаикой такого высокого художественного уровня, подобные произведения создавались в те годы только в столичных городах. Композиционно рельеф делится на две части, связанные единым художественным содержанием.

Фоторепортаж