Какими новшествами радует МФЦ Алтайского края

17:45, 22 сентября 2024г, Общество 577


Какими новшествами радует МФЦ Алтайского края Фото №1
Какими новшествами радует МФЦ Алтайского края Фото №2
Какими новшествами радует МФЦ Алтайского края Миниатюра №3
Какими новшествами радует МФЦ Алтайского края Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг действует в крае уже тринадцать лет. Сегодня организация обрабатывает до 80% обращений граждан по самым разным направлениям. О последних новшествах в работе структуры рассказала Елена Клюева, директор МФЦ Алтайского края.

От 800 человек

– Сегодня сеть МФЦ включает 71 центр «Мои документы». Последний открылся не так давно в ТРЦ «Арена» в краевой столице. Это второй случай, когда мы начинаем работу в торговом комплексе. Почему так происходит? Это удобно с точки зрения местоположения, когда человек идет по своим делам и тут же может решить задачи, связанные с документами к примеру, – рассказывает Елена Клюева, директор МФЦ Алтайского края. – Кроме того, в крае функционирует еще 235 территориально обособленных структурных подразделений, которые располагаются в небольших населенных пунктах с количеством населения от 800 человек. Таким образом, наша организация присутствует почти везде.

Роль и миссия многофункциональных центров постепенно меняются. Изначально МФЦ создавали как площадки, где по принципу одного окна предоставляли услуги органов власти, при этом профильные ведомства вели прием параллельно. Сегодня большую часть обращений обрабатывают специалисты системы «Мои документы». По словам Елены Клюевой, к 2030 году практически все запросы граждан должны перейти в работу МФЦ.

Непростой квест

– Относительно недавно появились комплексные услуги, когда исходя из жизненных ситуаций мы объединяем в одно обращение несколько запросов. Так, например, упростился документооборот при приобретении недвижимости, выходе на пенсию или рождении ребенка, – объясняет директор МФЦ Алтайского края. – Появилась в перечне и работа с сервисами коммерческих организаций.

Пару лет назад начали разработку проекта «Мой дом». «Его идея появилась из личного опыта. Когда приобрела недвижимость, возникла проблема с переоформлением договоров с поставщиками ЖКУ. Кто с этим сталкивался, знает, что это достаточно непростой квест, когда нужно съездить к газовщикам, энергетикам и прочим. Все это – в разных частях города. Для работающего человека сложно урегулировать все в короткие сроки», – рассказывает Елена Клюева.

Не сразу получилось найти выход из такой ситуации. Но благодаря сотрудничеству с краевым информационно-вычислительным центром и доработке системы «Город» теперь в МФЦ можно решить все вопросы по смене лицевых счетов при оформлении документов на собственность.

– Это комплексная услуга, когда счастливый обладатель новой недвижимости получает в одном месте все необходимые документы, может уточнить показания по приборам учета, оплатить задолженность, если она есть, – добавляет собеседница.

Грустная статистика

Сегодня МФЦ – одна из эффективно работающих государственных структур.

«Когда ее создавали, конечно, были сомнения в целесообразности. Но теперь Министерство экономического развития России подтверждает, что это один из самых успешных проектов за последнее время в рамках реформы госуправления. Поэтому у нас развиваются и новые направления работы», – уточняет Клюева.

– Не так давно у МФЦ появились полномочия по внесудебному банкротству физических лиц. Эта процедура бесплатная. Кроме того, наши специалисты рассматривают каждую ситуацию индивидуально, консультируют по необходимым документам. В ноябре прошлого года перечень категорий тех, кто может обратиться с этим вопросом, был расширен. Но по-прежнему есть много нюансов, – говорит она. – Тема для наших людей особенно болезненная. К сожалению, в крае высокий уровень закредитованности населения и низкие доходы в сравнении с другими регионами. Только за этот год запущено более тысячи процедур банкротства через МФЦ. Статистика грустная, но Алтайский край сегодня занимает третье место среди субъектов России по этому показателю.

В цифровой среде

В 2023 году краевой МФЦ обработал более 2 млн 300 тысяч запросов. Это значит, что каждый житель региона хотя бы раз обращался в центр. По словам специалистов, сегодня электронные услуги очень популярны. В этом направлении сильно подстегнула пандемия COVID-19, когда действовали ограничения по передвижению населения. Тогда возникли большие проблемы, потому что разобраться с онлайн-сервисами бывает совсем непросто. И хотя в целом кажется все удобно и понятно, оформить выплату или составить заявление получается не с первого раза. Так появились специалисты, которые работают проводниками в цифровой среде – в каждом центре есть сектор пользовательского сопровождения.

– К сожалению, мошенники сегодня креативны и очень убедительны. Участились случаи, когда люди, говоря четыре заветные циферки из СМС, открывают доступ третьим лицам к личному кабинету на портале «Госуслуги». А после оказывается, что таким образом злоумышленники оформили заем на растерявшегося человека, – говорит Елена Клюева. – Чтобы таких ситуаций было меньше, приняли федеральный закон, согласно которому МФЦ будет оформлять заявления на самозапрет кредитов. Доступной такая услуга станет с 1 марта 2025 года, когда техническая составляющая процесса будет полностью подготовлена.

По словам руководителя структуры, такой запрет можно будет снять. Но и здесь предусмотрен так называемый период охлаждения – несколько дней перед тем, как заявление вступит в силу. Такой алгоритм нужен, чтобы обезопасить в случае, если заявитель попал под влияние мошенников.

– Кроме того, ряд услуг сегодня нельзя получить без личного посещения офиса МФЦ. Так, например, можно оформить сделку купли-продажи или дарения недвижимости в электронном виде, но в силу она вступит только после личной идентификации участников, – уточняет Клюева. – Поэтому в случае если злоумышленники получили доступ к вашему личному кабинету на портале «Госуслуги», переоформить вашу собственность они не смогут.

Пригодится всем

Из последних новшеств государственной структуры и портал «МФЦ-онлайн», основанный на принципах телемедицинских технологий. «Многие сегодня пользуются онлайн-сервисами. Здесь и шоппинг, и банкинг, и другие направления. Хотя многие привыкали к ним медленно, сегодня эти инновации стали понятны и доступны практически каждому. И мы, как представители госсектора, решили предложить похожий портал», – говорит Елена.

Проект уникален для нашей страны и пока работает только в крае. Алтайские разработчики создали платформу, на которой каждый может получить онлайн-консультацию по любому из интересующих вопросов. Для этого необходимо войти в личный кабинет, используя единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), затем выбрать необходимую услугу и предпочтительное время приема в Сети.

– Бывают нестандартные ситуации, когда не совсем понятно, с какими документами нужно прийти в офис, чтобы лично оформить запрос. А в условиях современного темпа жизни не всегда бывает свободное время, чтобы несколько раз куда-то ехать и что-то уточнять, – объясняет руководитель краевого МФЦ. – Благодаря нашему сервису можно не выходя из дома составить, к примеру, проект договора купли-продажи, проконсультироваться у юриста или выяснить детали по интересующему вопросу. Пригодится такой формат и для тех, кто живет в отдаленных селах края.

Факт

МФЦ предоставляет 286 услуг, относящихся к различным ведомствам. В 2023 году первые строки рейтинга популярности занимали обращения в такие структуры, как Минсоцзащиты, Росреестр и МВД. В этом году пользуются спросом услуги, связанные с миграционной службой и внесудебным банкротством.

Фоторепортаж