Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края

19:10, 28 сентября 2024г, Культура 124


Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Фото №1
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Фото №2
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Фото №3
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Фото №4
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Фото №5
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Фото №6
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Фото №7
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Миниатюра №8
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Миниатюра №8
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Миниатюра №8
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Миниатюра №8
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Миниатюра №8
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Миниатюра №8
Восемь человек претендуют на звание народных мастеров Алтайского края Миниатюра №8

Фото Евгений НАЛИМОВ

На звание народных мастеров Алтайского края в этом году претендуют восемь человек из Барнаула, Егорьевского, Родинского и Чарышского районов. С их работами можно ознакомиться на выставке «Алтай мастеровой».

Представлена художественная роспись по дереву – ее здесь больше всего, а также войлоковаляние, гончарные изделия, лоскутное шитье, лепка из соленого теста и даже художественная огранка камня. Хотя почетное звание присваивают в регионе с 2010 года (и сейчас народных мастеров на Алтае уже сорок), такие выставки ремесленников-кандидатов начали проводить не сразу, но они тут же стали самостоятельными культурными событиями в регионе.

Авторский сувенир

Художественной росписью по дереву Ирина Челомбитко занимается с тех пор, как стала преподавать в Родинской детской школе искусств. Сейчас она директор ДШИ, а декоративное пристрастие осталось, причем особенно дорога ей графическая мезенская роспись, появившаяся на Севере России: черно-красный рисунок тонкой кисточкой по светлому фону.

– Изначально у мастеров были только красная глина и черная сажа в качестве красок, – объясняет историю возникновения этого ремесла Ирина Владимировна. – Но из всех наших росписей она самая утонченная, поэтому и запала мне в душу. Сначала я работала просто для себя, а результаты раздаривала. А в позапрошлом году попала на фестиваль «Перекрёсток культур» в Славгороде, пообщалась с мастерами и получила такой заряд энергии, что приехала домой абсолютно счастливая и спустя год разработала свой авторский мезенский сувенир – вот эту лошадку. Ее по моему эскизу выточил местный мастер по дереву.

Сегодня педагог продолжает преподавать декоративное искусство, причем не только учащимся в ДШИ, но и на мастер-классах всем желающим. А на вопрос, что может дать почетное звание, признается: «Если честно, я всегда очень критично отношусь к своим работам. Думала, на эту выставку меня вообще не примут, а когда взяли, очень обрадовалась».

В объятиях совы

Мастерицу по войлоковалянию Юлию Неприятель в Барнауле, вообще-то, знают как художника-анималиста, в галереях краевой столицы у нее была не одна выставка. И в работах из войлока – дамских сумочках, жакетах и декоративных панно – «животная тема», конечно, не забыта. К сожалению, не получится увидеть ее эффектную сову на жилете, потому что манекен в экспозиции повернут спиной к стене, но эта птица немного свирепого вида как бы обнимает крыльями свою обладательницу.

Народные ремесла художница изучала в детстве по книжке, освоила тогда все – от мережки до фриволите (техника плетения ручного кружева. – Прим. ред.). А выучилась в итоге на врача. Изменило ее жизнь рождение детей: она их воспитывала и рисовала дома, а когда стало хорошо получаться, поступила в Алтайский государственный институт культуры, в котором теперь сама преподает. Что до войлока, то ей нравится теплота материала и возможность носить свои картины буквально на себе. Юлия замечает, что мастерицы, по ее наблюдениям, часто недоваливают изделия, что делает их хрупкими.

– Когда раскладываешь, например, жилет на полу, он же в два раза больше и только потом усаживается, – рассказывает мастерица. – И надо очень сильно и долго валять, чтобы он стал как монолит, тогда вещи можно даже стирать, а одну свою сумочку я ношу уже лет шесть! Сейчас мне в работе интересны новые эффекты, например чтобы сделать эти блестящие камыши на панно с цаплей, я порезала старую синтетическую скатерть и приваляла эти кусочки.

Что касается звания, то Юлия говорит: для нее творчество – процесс ради процесса и большое наслаждение, по-другому она в любом случае уже не может.

Ученики обязательны

Долгий путь к своему ремеслу проделал и гончар Юрий Шумов из Чарышского района. В детстве увлекался резьбой по дереву, больше десяти лет работал на камнерезном заводе в Колывани, в своей мастерской резал художественную миниатюру. К глине пришел, когда захотелось делать что-то утилитарное – «какие-то настоящие вещи», как он говорит про свои горшочки, чайники и кувшины. Гончарить начал с известным на Алтае народным мастером Михаилом Бывших, у которого не счесть учеников, сделавших ремесло своей профессией.

– Оказалось, что наша земля в Чарышском районе не только камнем богата, но и глинами, причем особенными – гранитными, по свойствам они такие же, как в Колывани, – рассказывает Юрий. – До шестидесятых годов прошлого века даже было свое производство, и местные свидетели былых дел показали место, где тогда брали глину. По плотности она близка к фарфору, при высыхании и обжиге сильно уменьшается, зато изделие становится очень крепким.

На открытии очередной выставки «Алтай мастеровой» министр культуры края Елена Безрукова предупредила восьмерку участников, что у комиссии, в которую входят специалисты по народному и декоративному искусству, планка высокая, а чтобы удостоиться звания, нужен не только соответствующий художественный уровень, но и просветительская работа, регулярное участие в выставках и обязательно ученики. 

Фоторепортаж