Что общего между рассказами «Север» Александра Романова и «Первенец» Елены Тулушевой

15:00, 10 февраля 2019г, Культура 1495


1
1

Казалось бы, что общего между рассказами «Север» Александра Романова и «Первенец» Елены Тулушевой? А мне кажется, много чего.

Вы почитайте повнимательнее, и, возможно, согласитесь со мной. Для начала сверим сюжеты. Север – такое прозвище у главного героя, закрепилось за ним на улице, где он в доску свой. Суть сюжета в том, что герой слишком вспыльчив, прямолинеен да еще и на вид неказист, поэтому всегда попадает в какую-нибудь неприятную ситуацию (то сам подерется, то ему наваляют, то в милицию попадет), из которой чудом выходит невредимым. Спасает непутевого любовь.

В рассказе «Первенец», который дает название целому сборнику, в центре повествования девочка Лида. Ей 13 лет, она беременная наркоманка, и у нее ВИЧ. Она, как любой ребенок, нуждается в поддержке. Спасает ее тоже любовь ближнего.

А вот подача материала совершенно разная.

В рассказе «Север» чувствуется симпатия автора к непутевому герою и ироническое подтрунивание над ним. Его манера напоминает Зощенко. Так как Север – дитя улицы, он во всех неприятных историях, в которые попадает, чувствует себя как рыба в воде: «Да меня в моем районе все знают. Знают и боятся. И там ни у кого никаких сомнений не возникает. А если и возникают, я их быстро растворяю, эти сомнения». Теряется только тогда, когда его хвалят, потому что парень он добрый, но ему об этом редко говорят. Когда на улице его останавливает представитель власти и спрашивает, не он ли спас детишек из горящего дома, Север начинает оправдываться. Он не знает, как это, чтобы тобой гордились. Он впитал в себя грязь, лексику улиц, мыслит ее категориями. Север – искалеченная душа, но не потерянная. Автор дает ему шанс найти путь к себе настоящему с помощью любимой девушки.

Мир героини рассказа «Первенец» совсем не весел, он трагичен, страшен, особенно из-за того, что речь идет не о взрослом, а о ребенке. Не всякому взрослому выпадает на долю пережить то, что Лиде. И все-таки свет в конце тоннеля забрезжил. На приеме у врача с ней заводят речь о спасении жизни ребенка, о том, чтобы постараться не передать ему ВИЧ. И Лида, впервые почувствовав к себе сочувствие, а не привычные издевки, решает последовать совету доктора, не сбегать из приюта до родов, не употреблять наркотики.

Автор в этом рассказе нанизывает на нить повествования много жутких подробностей: двойное изнасилование Лиды в 11 лет, сожительство с 46-летним Виталиком, героиновая зависимость матери Лиды, бессердечные работники приюта. Автор словно пытается достучаться до сердца читателя: не будьте равнодушными, спасите детей! Рассказы об искалеченных судьбах подростков сборника «Первенец» – результат работы Елены Тулушевой в московском центре реабилитации трудных подростков. Может быть, поэтому ее истории вызывают щемящую боль за каждого из героев.

*   *   *

В жанре нон-фикшн

Кристина Кармалита, поэт, драматург, редактор отдела общественно-политической жизни по связям с общественностью журнала «Сибирские огни»:

– Чаще всего в поиске современной литературы я ориентируюсь на шорт-листы премий «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «Большая книга» и так далее. Я заметила, что в последние два года угадываю победителей. Например, в позапрошлом году прочитала книги номинантов на премию «Большая книга» и выбрала трех лучших авторов: Шамиль Идиатуллин («Город Брежнев»), Сергей Шаргунов («Катаев: „Погоня за вечной весной”»), Лев Данилкин («Ленин. Пантократор солнечных пылинок»). Собственно, они и стали победителями.

Книга о Ленине, занявшая первое место, нелегко читается, но подкупает насыщенностью деталями ушедшей эпохи. Ты как будто погружаешься в нее, автор рассказывает не только о вожде мирового пролетариата, но и о том, как жили его современники и почему.

Сергей Шаргунов сделал серьезное исследование южной поэтической школы. Написано легко, с вдохновением.

«Город Брежнев» – единственное из всех художественное произведение, мне лично было интересно из-за того, что в нем описываются особенности жизни в Татарстане на сломе эпох – в конце 1980 годов. У нас многонациональная страна, но мы не так хорошо знаем об алтайцах, хакасах, якутах, татарах.

В том, о чем я рассказываю, чувствуется перекос в нон-фикшн (документальная проза), но это общая читательская тенденция. Люди все больше интересуются документалистикой, об этом говорят писатели, критики. В этом же жанре написана «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича о белогвардейском восстании в Якутии под предводительством генерала Пепеляева. По версии автора, восстание провалилось из-за противостояния Пепеляеву анархиста Строда, который со своим отрядом задержал наступление белогвардейцев. Политики в книге практически нет, на первом месте истории людей и их поступков. И не важно, к какому лагерю эти люди принадлежат.

Не могу не сказать о книге, которая получила премию «Национальный бестселлер», – «Крещенные крестами» Эдуарда Кочергина. Это не новинка, но книга меня очень зацепила. Это послевоенная автобиографичная одиссея восьмилетнего мальчика, сбежавшего из омского детприемника на поиски мамы в Ленинград. 

Хотела бы выделить такого автора, как Анатолий Глазов. В публицистическом тексте «Чайки над свалкой» автор рассказывает о том, как после развала Советского Союза он уехал из Украины в Чехию на заработки чернорабочим.

Среди авторов года «Сибирских огней»мне интересны Эльза Гильдина с циклом рассказов «Чекаданов и Расчектаева», Игорь Назаров с рассказом «Полет муниципальной птицы». Эти произведения относятся к иронической прозе. Рассказы позволяют не зацикливаться на негативе, уметь посмеяться над ситуацией. Среди поэтов интересны Василий Нацентов, Алексей Григорьев, Вячеслав Иванов, Константин Комаров, Александр Вавилов. Уральская поэтическая школа очень сильна.

*   *   *

Шорт-лист премии «Сибирских огней»-2018

Геннадий Башкуев. Чемодан из Хайлара. Роман с одушевленными предметами. 

Екатерина Блынская. Змий огнеярый. Повесть.

Александр Вегнер. Трудармия. Повесть.

Евгений Мамонтов. А потом поедем в Ялту. Повесть.

Валентина Петрова. Птича. Рассказ.

Алексей Ивантер. «Из тех времен, где Волга-Волга...». Стихи.

Александр Радашкевич. На Эоловых островах. Стихи.

Анна Павловская. Неоткрытый космос. В двух мирах. Стихи.

Александр Францев. С краю империи. Стихи.

Виктор Коврижных. «За горьким хлебом в холода...». Стихи.

Эльза Гильдина. Чекаданов и Расчектаева. Рассказы.

Мария Стародубцева. Остров преткновения. Рассказ.

Наталья Короткова. По долинам и по взгорьям. Повествование в рассказах.

Игорь Назаров. Полет муниципальной птицы. Рассказ.

Иван Васильев. Горчаков в городах. Рассказ.

*   *   *

Опрос

Дмитрий Князев, поэт:
– Прочел роман Виктора Грецкого «Zona О-Ха». Много историй, на первый взгляд ничем между собой не объединенных, но автор удивительным образом переплетает их между собой на философском, историческом, религиозном уровнях. Читалось на одном дыхании. Хотелось знать, чем же закончится очередное противостояние сил.

 Алёна Косолапова, учитель:
– Одной из лучших книг, прочитанных мною в ушедшем году, стал роман Евгения Водолазкина «Лавр». В каждой главе чувствуешь любовь и Бога, иногда эти два понятия сливаются в одно. Любовь не граничит со страстью, нет, здесь говорится о любви «осмысленной и предопределенной», существующей вне времени. Испытала настоящее филологическое удовольствие!

Фоторепортаж