Почему стоит посмотреть фильм «Позывной «Пассажир»
18:40, 05 мая 2024г, Культура 1578
Как одна поездка на Донбасс может полностью изменить жизнь человека? Главный герой фильма Ильи Казанкова «Позывной «Пассажир» долгое время не замечал разгоравшийся на востоке Украины конфликт, но когда воочию увидел гибель мирных людей, то больше не смог оставаться в стороне.
Потеря потерь
Картина рассказывает о событиях 2015 года. Николай Рябинин (Антон Шагин) – талантливый и успешный московский писатель, который наслаждается праздной жизнью, постоянно тусуется на вечеринках в ночных клубах и совсем не интересуется политикой. Однажды он узнает от родителей, что его родной брат находится на Донбассе. Связь с родственником потеряна, никаких вестей нет, поэтому главный герой отправляется в неспокойный регион, чтобы разыскать брата.
Эта история составляет сюжетную основу фильма. Самое странное, что далее сценаристы ее никак не раскрывают – они обращаются к братским отношениям всего в нескольких сценах. Скомканное изложение нужно только для того, чтобы забросить зрителя на Донбасс. Далее почти весь фильм – это описание военного и мирного быта ополченцев.
Постоянные бомбардировки и налеты украинских военных, жертвы среди людей, взаимоотношения между своими и врагами, любовная линия и детская наивность – в кинокартине есть буквально все, что можно было бы собрать и построить вокруг конфликта. Но всей истории не хватает монолитности, продуманности сюжета. Да, центральный посыл фильма весьма ясен и патриотичен – зрителю показывают зверства войны, которые объясняют, почему все-таки Россия начала СВО. Но при этом художественное обрамление всей картины не вызывает эмоций, не дает картинке сложиться. С этой же задачей намного лучше справился бы документальный фильм, снятый в реальных населенных пунктах Донбасса, показывающий настоящее положение вещей.
В результате вся драматургия картины строится на жестоких сценах, где постоянно умирают люди, зрителя перекидывают из одной бойни в другую. В таких условиях главные герои не успевают раскрыться – мотивация их поступков, диалоги и отношения не выглядят убедительно.
Митька всех переиграл
Авторы попытались показать ополченцев с самых разных сторон. Так, комбат с позывным «Курок» (Виталий Кищенко) – выпускник Киевского высшего общевойскового командного училища, которого в отличие от однокурсника Михаила Грицая, командующего подразделением ВСУ, честь и чувство долга заставили оказаться по другую сторону баррикад. «Наш родной язык – русский, на котором мы учились, росли, взрослели. Запретили нам этот язык, растоптали его, исковеркали. Нет, Миша, разные книжки мы читали и по-разному видим», – с такими словами обращается комбат к бывшему товарищу. И до последнего вздоха «Курок» остается настоящим русским офицером, умирает, но не предает свои идеалы.
А вот бывший заключенный, вор Жила (Сергей Горобченко), наоборот, однозначно отрицательный персонаж. Война для него – это деньги. Когда он сбивает самолет, то в первую очередь требует с комбата деньги, а не радуется спасенным мирным жизням. Весь фильм он ведет себя дерзко, устраивает конфликты, не подчиняется командованию, а в конце и вовсе пытается изнасиловать девушку со словами «я свое все равно возьму», а затем дезертирует. Правда, в конце и украинская сторона избавляется от перебежчика, таким образом, зло не остается безнаказанным.
Сам Николай Рябинин, которому дали позывной «Пассажир», поскольку он приехал в серую зону не в качестве бойца, а на поиски брата, раскрыт хуже второстепенных героев. Хотя он эволюционировал от столичного мажора до защитника мирных жителей, но сам этот процесс не раскрыт полностью. Да, актер Антон Шагин обладает харизматичным и глубоким взглядом, на его лице иногда читается ужас и страх, например, когда он случайно впервые убивает противника, но сам сценарий, за исключением нескольких личных монологов, не раскрывает зрителю переживаний и мыслей героя. Наблюдая ужасы войны, Николай в определенный момент понимает, что больше не может жить по-старому, но как именно он к этому пришел, что у персонажа внутри, остается за кадром.
Актерский состав у фильма действительно звездный. Помимо вышеназванных артистов, в съемках драмы приняли участие Владимир Стеклов, Алексей Шевченков, Александр Михайлов, Надежда Маркина, Андрей Фомин, Алексей Дмитриев, участник СВО Сослан Фидаров. Однако из-за непродуманной сюжетной линии фильма, из-за чопорных и высокопарных речей трудно сопереживать персонажам, поверить их игре. В результате, казалось бы, сильный актерский состав на деле выглядит совершенно неубедительно.
Сильнее всего цепляет местный мальчишка Митька (Алексей Ильин), который постоянно просит у комбата, чтобы его взяли в ополчение. Глядя на этого ребенка, который бегает по деревне с портретами русских классиков и советским флагом, веришь, что где-то в захудалой деревушке на Донбассе действительно живут такие ребята, которые готовы встать перед украинскими танками, защищая свой дом.
Жестокая изнанка
В чем картина бесспорно хороша, так это в визуальном плане. Боевые сцены и деревенский быт ополченцев показаны отлично. Красивые пейзажи, изуродованные военными действиями; бедные деревушки, жизнь в которых поддерживается одним только чудом; нелепые песни и игры, чтобы скоротать время, – все это позволяет зрителю окунуться в атмосферу Донбасса.
Местами фильм перегибает с откровенными и жестокими сценами. Когда Николай приходит опознавать тело брата, то видит изуродованное лицо. На улице в полузаброшенной деревушке в серой зоне посреди улицы лежит гниющий труп коровы. Во время первой схватки с противником поверженный нацист со свастикой на груди плюет в лицо «Пассажиру» кровью. А в финале комбата пытают, выливая на него кипящую жидкость. Все эти картины показываются крупным планом, чтобы вызывать ужас у зрителя. Так что детям и впечатлительным людям такой фильм смотреть точно противопоказано.
Концовка фильма остается открытой. Главный герой – единственный выживший в нескольких битвах, ставший свидетелем уничтожения целой деревни и батальона ополченцев. Брата своего Николай так и не нашел, что с ним стало, неизвестно, так же как и с девушкой, в которую он влюбился. А заканчивается картина странной сценой, где «Пассажир» вылезает из автобуса, который увозит людей от войны, и бежит по полю обратно с целью продолжить поиски брата. Вероятно, это задел на продолжение фильма, но пока финал оставляет больше вопросов, чем ответов.