Как добиться признания молодому автору

08:20, 15 апреля 2024г, Культура 1006


Фото: из личного архива героини
Фото: из личного архива героини

Когда-то Россия была самой читающей страной. Сейчас любой человек может присоединиться к когорте писателей, испробовать свой талант и получить молниеносный отклик в Сети. Поэт, прозаик, успешный сетевой автор, руководитель Алтайской краевой писательской организации «Союз писателей России» Анна Самойлова рассказала о том, как добиться успеха молодому автору, и поделилась секретами мастерства.

– Анна Александровна, раньше писательской профессии обучали в Литературном институте имени Горького. Ушел ли этот тренд? Где сейчас авторы набираются знаний?

– Без знания основ ремесла невозможно стать писателем. Сейчас огромное количество литературных интернет-курсов, как правило, они все платные. Нужно выбирать самостоятельно руководителя курсов, чтобы подошла подача материала. Также нужно посмотреть результаты выпускников – как они дальше продвинулись, какие конкурсы выиграли, где публикуются. Издательства тоже организуют курсы, но гарантии, что они вас опубликуют, нет. Что касается Литературного института, сейчас он несколько не тот, чем был в советское время. Его выпускники могут работать хорошими критиками или литературоведами, но редко становятся успешными писателями.

– Времена изменились. Издательства избалованы авторами. И писатели чаще стали уходить в Сеть на профильные сайты, где их читают и им платят. Почему так происходит?

– Российские издательства после перестройки поставили во главу угла свой личный доход и не вкладывались в развитие отечественной литературы. До начала спецоперации они публиковали западных авторов, сейчас они смотрят в сторону Китая, снова публикуют успешную переводную литературу. Они не заинтересованы в отечественных авторах. Я знаю многих писателей, которые ушли в связи с этим в Сеть. С издательствами работать невыгодно, они очень долго издают книгу и платят маленькие гонорары. В Сети писатели получают гораздо больше. Если ничего не изменится в политике издательств, то кризис, в котором они находятся, будет нарастать. Сетевая литература, напротив, продолжит расти по качеству и количеству книг.

– Какие сетевые платформы предлагают наиболее интересные условия для авторов?

– Сетевые платформы разделяются по литературным жанрам. Женские любовные романы пуб­ликуют на «Литнет» и «Литмаркет», фэнтезийные любовные романы – на «ЛитГород». Детективы – на «Литрес», приключенческая фантастика и боевики – на «Автор.Тудей». Это основные платформы. На самом деле, их гораздо больше. Автор одновременно может размещать свои произведения на разных площадках. Если он работает с одной, то может получить статус «эксклюзив», и тогда у него есть повышенный процент в получении гонорара. Права на публикацию электронные площадки, в отличие от издательств, не забирают. Автор может распоряжаться книгой так, как считает нужным.

– Как вы добились успеха в качестве сетевого автора?

– Одна из первых площадок, где я попыталась продвинуться, «Приз­рачные Миры». Но там были востребованы не те жанры, в которых я пишу. Потом был «Литнет», позже – «Автор.Тудей». Самой оптимальной площадкой для меня оказалась последняя. Буквально в прошлом году мне написал менеджер «Литрес» и предложил максимальный процент роялти, чтобы я публиковала еще и на их площадке свои произведения. Сразу хочу предупредить, что Анну Самойлову искать там не нужно, я работаю под псевдонимом.

– А какой у вас псевдоним?

– Я не могу его раскрыть, поскольку пишу боевую фантастику, а мои читатели в основном мужчины. Я вначале пробовала писать под своей фамилией, но мои книги плохо читали. Взяла мужской псевдоним, аудитория выросла на порядок. Гендерное неравенство в литературе существует. Женский любовный роман за авторством мужчины читательницы проигнорируют. Мол, что он может знать об отношениях? И поэтому писатели мужского пола предпочитают брать женские псевдонимы.

– Разновидностей фантастики и фэнтези очень много. Какие новые жанры появились?

– Все не перечислить. Кто-то любит, чтобы в книге было больше боевых сцен, кому-то нравится экскурс в историю, кому-то интересна повседневная жизнь. С тех пор, как от фантастики отпочковалось фэнтези, появилось много поджанров того и другого направления. Есть городское фэнтези, бояръ-­аниме, социальная фантастика и т. д. Фантастика всегда мощно развивалась, но в советское время ее мало издавали. Тогда книг этого жанра было не достать. Чтобы заполучить фантастику, нужно было купить в нагрузку еще кучу других книг. Когда я пришла в литературную студию со своими первыми произведениями, мне сказали, что фантастику может написать любой, вот реализм – другое дело. Я в следующий раз принесла реалистичные рассказы, доказав, что могу работать в «серьезном» жанре, и после этого снова занялась фантастикой.

– Сейчас много марафонов, которые уверяют, что можно написать роман, к примеру, за 100 дней. Насколько это реалистичный срок?

– Я за 100 дней пишу три романа. У меня рабочий день 8 часов. К вечеру у меня уже есть глава в 10–15 тысяч знаков. В результате роман, как положено, в десять авторских листов готов в конце месяца или на 3–4 дня позже. Не ждите вдохновения, пишите.

– В чем, по-вашему, наивысший успех писателя?

– Это когда читатели начинают делать иллюстрации к книгам, писать к роману музыку, фанфики, копировать автора. Это означает, что писатель стал популярным. После этого, как правило, появляется экранизация произведения, приходит известность. На пьедестал автора ставят только читатели.

– Мы знаем с десяток святых имен классиков русской литературы. Тяжело ли будет закрепиться в классиках современным писателям при таком количестве авторов?

– Когда читали только дворяне, было соответствующее количество писателей, чтобы удовлетворить запрос. Появились образованные разночинцы – нашлись авторы, которые писали для них. В советское время писателей стало больше, поскольку и крестьяне, и пролетарии стали грамотными. Но были запреты, ориентиры по поводу того, что читать. Сейчас каждый может выбирать литературу по своему вкусу. После эпохи постмодернизма авторитетов в литературе не стало. Кто-то читает нобелевских лауреа­тов, кто-то – финалистов конкурса «Большая книга», а кому-то они не нравятся. Так что сейчас писатели в более выигрышной ситуации, чем век назад. У каждого свой круг читателей. И это хорошо!

Неожиданная «приятность»

– Совсем недавно я просматривала ленту «ВКонтакте», и в одной группе, на которую я подписана, меня заинтересовал пост. Он повествовал о том, какая в советское время была вкусная сгущенка и что сейчас она уже совсем не та. К посту было много комментариев. Меня разобрало любопытство: что можно так много говорить про сгущенку? Одна женщина высказалась по поводу того, что советская сгущенка – это вкус детства. Мужчина ее мнение поддержал, но ответил как-то вычурно. Она его не поняла, обиделась, завязался конфликт на пустом месте, хотя оба о советской сгущенке отзывались с восторгом.  Я заходила в группу с авторского аккаунта, где значился мой литературный псевдоним. Решила сделать хорошее дело и написала, что они друг друга просто не поняли и им нужно помириться. Женщина мне ответила, я ее еще раз подбодрила, успокоила. И вдруг она мне пишет, что прочла все мои романы, и стала благодарить за мои книги. Это было очень неожиданно и приятно – зайти случайно в какую-то группу и найти там свою преданную читательницу. 

Советы мастера начинающим авторам

  • Если у вас есть какая-то проблема, которая вас мучает, отдайте ее герою, пусть он ее решает. К примеру, если вы строите дом, пусть ваш герой занимается тем же самым. Если у вас с кем-то не сложились отношения, пусть герой тоже будет несчастлив в любви. Тогда у него будут живые настоящие эмоции, которые привлекут читателя. В современном мире, где мы живем по расписанию «дом – транспорт – работа», люди лишены многих вещей, которые вызывают сильные эмоции. Книги их нам дают. Писателя в этом смысле можно сравнить с банком, который всю жизнь накапливает эмоции.
  • Читатели не любят книг про слабых депрессивных людей. Нас очень долго приучали к тому, что большая литература – это цепь трагических событий в жизни героя. Массовый читатель не хочет читать «чернуху». Ему нужен жизнеутверждающий сюжет, сильный герой, который справляется со всеми испытаниями, любит свою Родину, заботится о своей семье, не совершает подлых поступков. Пользуется спросом патриотическая литература. Читатели хотят видеть Россию сильной.
  • Популярны книги-сериалы, в которых одна длинная история. С точки зрения психологии, это вполне понятно. Люди живут в мире, который им стал близок. Знают героев и следят за их судьбой. Кого-то они любят, кого-то ненавидят. Литературный прием не нов. Так Конан Дойл писал свои истории с главными героями: Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Тургенев, Толстой, Достоевский публиковали главы из романов в газетах, и это выглядело как сериал.

Фоторепортаж