Выставка в Барнауле объединила коллекцию крестьянского и городского костюма с живописью русских художников
07:44, 03 мая 2024г, Культура 1722
Фото Евгений НАЛИМОВ
Выставка «По канонам красоты» в Художественном музее Алтайского края соединила коллекцию крестьянского и городского костюма с живописью русских художников конца XIX – начала ХХ веков.
Перекличка цветов, текстур и мотивов на живописных полотнах и манекенах в камерном музейном зале неслучайна: кураторы выставки приглашают своих зрителей в особое пространство, в котором оживает далекое прошлое.
Для самых важных моментов
Некоторые из 12 костюмных комплексов выставляются впервые. В музейные фонды они попали в плачевном состоянии, но недавняя реставрация в ведущих научных центрах страны вернула им почти первозданную красоту. Куратор костюмной части выставки, заведующая сектором «Традиционная русская культура» музея Татьяна Боровцова рассказывает:
– У нас, например, отреставрирован городской костюм с фиолетовой кофтой. Точнее, это мы собрали костюм, а вообще эта кофта из шелковой тафты поступила к нам в 1985 году, а горчичного цвета юбка – из другого источника и в 1989-м, и оба предмета были в руинированной сохранности. Юбка – кашемировая с жаккардовым рисунком, такая тонкая красивая ткань, которую любили на рубеже веков. Материал пластичный, теплый и легкий.
Вдоль одной стены музейного зала представлены городские костюмы, напротив – крестьянские, а между – старообрядческие.
– Вот воронежский свадебный комплект с кофтой цвета фуксии, – показывает куратор. – Понятно, что свадьба была самым важным моментом в жизни, и костюм для нее всегда изобиловал красным цветом, потому что в традиционном сознании он ассоциировался с красотой. Воронежский комплект вообще очень интересный, в нем древняя понева – традиционная шерстяная юбка, сшитая вручную из домотканины, – сочетается с более современным верхом: кофтой из тонкого кашемира с оторочкой фабричным кружевом. Ну а шаль была, скорее всего, свадебным подарком жениха, статусной вещью. Подобное сочетание на рубеже XIX–ХХ веков носили в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии.
Гармоничный мир
Музейщики настаивают: живопись художников-передвижников на этой выставке играет с костюмом на равных. Иногда буквально перекликается, как отреставрированная фиолетовая кофточка неизвестной горожанки начала ХХ века с фиолетовой рубашкой молодого человека на полотне художника Николая Богданова-Бельского «Новые хозяева» (1914).
– У нас в этой выставке вообще сошлось все, – говорит куратор Светлана Артюхова. – Например, замечательный этюдный портрет крестьянина работы Владимира Маковского поддерживает мужские костюмы в экспозиции. Здесь попадаешь в какой-то очень гармоничный мир благодаря работам русских художников рубежа веков, которые были свидетелями той эпохи и той красоты. И получилась такая «капсула времени».
Кстати, сама идея собирать народный костюм принадлежала одному из первых профессиональных искусствоведов Алтая Ларисе Снитко, которая понимала его ценность. Большая часть этнографической коллекции музея сформировалась с конца 1960-х до начала 1990-х годов, а в экспедициях по районам края побывали почти все сотрудники ГХМАК. Они признаются: костюм – такой предмет, который просто невозможно не приобрести, если он сам идет в руки.
С мечтой о большем
В последние годы реставрация народного костюма ведется в том числе с прицелом на будущее музейное здание на площади Октября (впрочем, на днях стало известно, что затяжное строительство вновь заморожено из-за необходимости уточнять проектно-сметную документацию).
– Первое, куда мы обратились, – Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря, где нам восстановили курские костюмы – косоклинный сарафан и мужской кафтан, которые были в ужасающем состоянии, – рассказывает Татьяна Боровцова. – В музей их передала вдова художника Ивана Попова – троюродного брата Василия Шукшина. Поскольку они сшиты из шерсти, то были поедены молью просто в решеточку. Причем, сарафан так плотно декорирован лентами, что основную ткань почти не видно.
Реставраторы, по словам Татьяны Александровны, буквально разобрали сарафан на составные элементы, очистили от загрязнений. Основную ткань посадили на дублировочную, а особо крупные дыры закрывали с помощью штуковки (это когда заплатка из аналогичной ткани как бы вклеивается в прореху), затем снова все собрали и нашили на место декор. «Это неимоверной сложности работа: старинные ткани непрочные, буквально рассыпаются под руками», – замечает Боровцова. А вот пришедший на выставку зритель едва ли догадается без подсказки, где были все эти утраты.
Выставка «По канонам красоты» работает до 12 мая.