Горели не только глаза бегущих, но и клапана двигателей…

00:00, 24 июня 2011г, Спорт 2164


Горели не только глаза бегущих, но и клапана двигателей… Фото №1

Мы не киснем на диване
Под унылый скрип пружин,
Мы кроссовки надеваем
И бежим, бежим, бежим…
…Это - не кошмарный сон,
Это - ма-ма-марафон…

Из гимна сверхмарафона «Уймон» (слова и музыка А.Суворова).

Марафонцами не рождаются, а становятся. По разным причинам. Автор этих строк, например, сделался марафонцем почти случайно и неожиданно для самого себя. Познакомился с руководителем барнаульского клуба любителей бега «Восток» Александром Богумилом и, пораженный его эрудицией и вдохновенным рассказом о марафонских состязаниях, решил испытать себя. В 58 лет со второй попытки одолел дистанцию Международного сибирского марафона в Омске. Не будучи спортсменом-бегуном. Спасибо здоровому образу жизни, которого автор активно придерживается.

А вот сверхмарафон «Уймон», который «АП» совместно с газетой «Уймонские вести» при поддержке спортивных ведомств Алтайского края и Республики Алтай под эгидой администрации Усть-Коксинского района этим летом провела в четвертый раз, и со второй попытки пробежать не удалось. Как и в прошлом году, одолел только половину дистанции, добежав до села Мульта. Как и ещё пятеро спортсменов из шестнадцати стартовавших.

Как единственному «чайнику» мне разрешили стартовать на час раньше. И в семь утра только коровы, гуляющие сами по себе (это своеобразная достопримечательность Горного Алтая), удивленно глядели на бегущего по шоссе человека в ярко-желтой бейсболке с логотипом генерального спонсора сверхмарафона «Уймон» компании «Мария-Ра». Но уже во втором по маршруту населенном пункте – знаменитом селе Верхний Уймон (здесь на одной улице сразу два музея – Николая Рериха и старообрядческой культуры) одинокого бегуна бурно приветствовал целый карнавал: симпатичные девчата в смешных костюмах хрюшек и с веселыми плакатами и транспарантами в руках. Незаслуженно искупавшись в лучах славы лидера соревнований, бодро преодолел еще десяток километров, когда его настигли сначала Михаил Москвин (Барнаул), Леонид Ющук (Сростки) и Анжелика Багира (Новосибирск), затем главные фавориты забега – легендарный барнаульский сверхмарафонец, победитель трех многосуточников через пустыню Сахара Андрей Дерксен и уроженец Мульты, а ныне тоже барнаулец Эдуард Болтовский.

Еще километра через три припомнились слова одного из героев фильма «Аватар». Слегка перефразировав, ими можно кратко выразить степень добровольно выбранного экстрима: «Если ад существует, то, пробежав сверхмарафон «Уймон», там приятно будет отдохнуть».

Возможно, подобная мысль посетила и Андрея Дерксена, который в драматичной борьбе уступил пальму первенства Эдуарду Болтовскому.

Сам он рассказал об «Уймоне»-2011 примерно так:

– Для меня «Уймон»-2011 – значимое событие, к которому я добросовестно готовился три месяца: по субботам регулярно совершал длительные пробежки, один раз в неделю - темповый бег, периодически - кросс по пересеченной местности.

По семейным обстоятельствам на поездку мне было выделено только три дня. Поэтому пришлось выехать в 6 утра за сутки до старта и до Горно–Алтайска сидеть в раскаленном старом автобусе, у которого не открываются окна, потом в течение часа нервничать из-за неопределенности – таксисты-частники сказали, что на Усть-Коксу больше машин не будет. Я уже настроился возвращаться в Барнаул, хотел лишь соблюсти формальность: подождать часа два, чтобы меня не упрекнули другие бегуны и организаторы соревнований, к которым отношусь с искренним уважением. Но, «о, чудо!»: таксист Юрий, узнав, что я спешу на сверхмарафон «Уймон», поговорил с одной пассажиркой, и она уступила мне место в последнем в этот день авто на Усть-Коксу. Ехали не через Семинский перевал, а по короткой (но, увы, пыльной и тряской) дороге, тоже преимущественно с закрытыми окнами.

В палаточном лагере оказался в восемь часов вечера, а на следующее утро в восемь – старт. Конечно, был рад, что добрался и не подвел ни друзей-соперников, ни организаторов.

Перед стартом, как обычно, короткий, тревожный сон, ранний подъем в шесть утра, традиционное овсяное печенье с чаем… 8.00. Старт. Бежим неспешно. Сверхмарафон на 66 (по другим спидометрам 65. – Прим. А.Г.) км почти на километровой высоте, да еще для возрастных спортсменов, - своеобразное соревнование, где побеждает тот, кто не только выносливее и сильнее, но и не совершит ошибок до старта и во время бега. Бежим почти всю дистанцию вместе с Эдуардом Болтовским. Чтобы не мешать друг другу, на пунктах питания, где можно попить негазированной воды и съесть горсть «марафонской» еды (очищенные и порезанные на кусочки бананы, финики, овсяное печенье. – Прим. А.Г.), метров на тридцать убегаю вперед. Постоянно слышу сзади шум машины, сопровождающей Эдуарда, – значит, с ним все в порядке. Уймонская долина, как сковорода, постепенно нагревается, над головой ни облачка. Облака где-то далеко и высоко в горах по периметру долины. Самые нетерпеливые бегуны уже далеко впереди, их даже не видно.

Догоняем местного молоденького паренька. Он прочитал в районной газете «Уймонские вести» подначивания журналистов: мол, что же это одни барнаульцы «Уймон» бегают, неужто не найдется смельчака, и подошел перед стартом: «Хочу попробовать…» Как потом я узнал, Сумер Табаев недавно пришел из армии, живет в небольшом селе Талда. На ногах - дешевенькие отечественные кроссовки типа «Адидас»-три полоски. Как же тяжело ему было бежать по гравийке и асфальту! А ведь километров 35 одолел мальчишка. Наш человек, с характером. Затем настигли Леонида Ющука из Сросток и только в Мульте, к своему стыду, единственную женщину, участвующую в забеге, - Анжелику Багиру из Новосибирска. А через некоторое время – и Михаила Москвина, который со старта всегда рвет удила. Все бегут достаточно бодро.

Тут под скрип тормозов машин сопровождения мимо начали проноситься экиденцы. Их подбадривания слегка укрепляют наш дух. Самочувствие для жары (плюс 33 градуса. – Прим. А.Г.) пока сносное. На пунктах питания пью теплую воду, ем финики. Нет и намека на грядущие неприятности.

5 км до финиша – уверенно лидирую, контролируя ситуацию. А еще через два километра… я уже никакой. Тепловой удар. Это как нокдаун для боксера. Все вдруг плывет перед глазами, внезапный упадок сил, головокружение, тошнота… Когда немного пришел в себя, Эдуард Болтовский был уже далеко впереди, удаляясь примерно со скоростью шесть минут на километр. Я же - еле плетусь шагом и лишь за 500 м до финиша решаюсь побежать. Зрители радостно приветствуют, устраивают чуть ли не овацию. А в голове одна мысль: наконец-то закончатся головокружение и тошнота.

Полежав минут двадцать в тенёчке на газоне, организм снова почувствовал вкус к жизни. Смотрю, как добегают ветераны. За свою спортивную карьеру я насмотрелся всякого: как молодых спортсменов, выложившихся на дистанции так, что их уносили на финише на носилках; как ломали руки-ноги в стартовой толкотне; и даже как умирают прямо на дистанции (многодневный ультрамарафон в Австралии, дистанция 4500 километров. – Прим. А.Г.). А ведь Николаю Сазонову уже 67 год, Вячеславу Спивакову - 63-й. Мужественные люди, но рискуют, если мне так «хорошо», то каково им?

Приеду ли на сверхмарафон «Уймон» в следующем году? Обязательно.

Экиден – дело тонкое

Экиден-команд в этом году набралось девять: четыре местные, четыре из Алтайского края и одна смешанная (из ЗАТО «Сибирский» смогли приехать только шестеро, тогда их команду доукомплектовали четверо воспитанников из Горно-Алтайского интерната N1 для детей-сирот, находившихся в Усть-Коксе).

Один из экиденцев из Бийска, Николай Жирнов, рассказывает (более подробно на сайте www.klbvostok.ru): «Честно сказать, на «Уймон» я собирался долгих три года. Но обстоятельства не позволили. В 2011-м все сложилось, Бийск был представлен полносоставной командой, даже с одним запасным, которого любезно приютили в сборной команде ветеранов Алтайского края. Организация соревнований, по мнению всех бийчан – и участников, и болельщиков, - на высшем уровне. Любой вопрос решался без проволочек. Размещение на шикарной охраняемой базе - вообще восторг! Чистейшая река Кокса, правда, рыба не клевала, может, с рыбаком что не так.

Наше участие в экидене сразу планировалось как разведочное. Мы собрали команду половинчатую. Пять человек – молодёжь, пять - ветераны (45 лет и больше. – Прим. А.Г.). И даже в таком сочетании все загорелись, появился азарт. На первой четверти дистанции мы упорно соревновались с молодыми устькоксинцами. Все подбадривали друг друга. Напряжения не выдержала дверь нашей «Газели», пришлось её вообще снять. Не прекращая борьбы на дистанции. Когда ребята из ДЮСШ Усть-Коксы безнадежно отстали, мы стали с жадностью всматриваться вдаль, ища очередную жертву, но лидеры ушли далеко вперед. Все бегуны нашего коллектива выкладывались, не оглядываясь на возраст и уровень подготовки. А самое главное - были блеск в глазах молодёжи, жажда борьбы даже с лидерами.

Считаю, что цель нашей поездки достигнута. Все получили то, что хотели: болельщики – эмоции от увиденного; спортсмены – азарт и ни с чем не сравнимый драйв экидена; организаторы нашей поездки – результат, все же наше четвёртое место с проигрышем всего 20 минут победителям - это очень достойно; устроители всего мероприятия – искреннюю благодарность участников за устроенный праздник спорта и здорового образа жизни. Надеюсь, что «Уймон» будет шириться и развиваться и бийчане себя в нем ещё покажут.

Кстати, в группе поддержки бийчан были директор одной из ДЮСШ Бийска. Так вот он сказал, что лично проследит за формированием своей команды для участия в экидене на «Уймоне»-2012. А после телефонного разговора с другим директором понял, что на следующем пробеге будет как минимум две бийские молодежные команды.

И ещё. Если честно, то ожидал, что после бега будет тяжело и на каком-нибудь этапе наступит предел, отвалятся ноги, пропадет дыхание. А предела все нет и нет, и ноги на месте, и лёгкие – хоть бы что. Либо воздух, либо атмосфера, либо азарт. А скорее всего – есть ещё порох…

Словом, большое спасибо организаторам и судьям, которые четко контролировали всю гонку. Спасибо друзьям, каждая встреча с которыми – праздник, заряд бодрости и молодости. После таких мероприятий хочется еще и еще раз приехать, пробежать, пообщаться, повстречаться, повспоминать.

Наша забота – руль крутить

Коллеги из «Уймонских вестей» уже после соревнований поинтересовались впечатлениями водителей машин сопровождения, от которых в немалой степени зависят качество проведения экидена и даже результаты спортсменов.

Один из них - Василий Суртаев из Усть-Коксы, водитель с 25-летним стажем, сказал:

«Ну, прежде всего экиден – это соревнование между водителями, кто лучше чувствует машину, рулем владеет. Каждый, естественно, болеет за ту команду, которую везет, и по-своему старается помочь: где притормозит, где ускорится, очень важно остановиться так, чтобы спортсменам удобнее было передавать эстафету. Первый раз я участвовал в «Уймоне» в 2009 году - возил судей и корреспондентов. В прошлом году - команду ДЮСШ-1. Получилось так, что перед Верх-Уймоном сгорели три клапана в двигателе, от этого, естественно, потерялась мощность и увеличился расход топлива, но я выжал из машины все, что было можно, хотя стрелял двигатель не хуже ружья, пугая спорт-сменов и проезжающие машины. И еще надо быть очень внимательным. Когда команды бегут, как говорится, ноздря в ноздрю, маневрировать при обгоне приходится буквально на пятачке. Был случай: около Тихонькой, слышу, стучит кто-то по борту, глянул, а бегун между двумя машинами мчится, сразу, естественно, разъехались – безопасность превыше всего.

В этом году я всю дистанцию проехал пустой, наблюдая за борьбой со стороны, мою машину сделали резервной, вдруг у кого-то клапана полетят или ещё что-то».

Виталий Лапшин из села Чендек участвовал в двух «Уймонах», водитель с 17-летним стажем: «В прошлом году возил команду «Уймонские робята», кстати, это мы с Василием съехались у Тихонькой, так как команды передавали эстафету практически одновременно в одном и том же месте. Кстати, для машин такие соревнования – серьезное испытание: тормозные колодки и диски сцепления почти наверняка надо менять. Азарт борьбы такой, что спортсмены - было и такое - на ходу масло в двигатель добавляли. Я рулю, а они открыли капот, он у «уазика-таблетки» внутри, и лили. В этом году вез команду ДЮСШ-2. Парни и спотыкались, и падали, разбивали ноги до крови, но никто и не думал ныть, все как заведенные – бежать, догнать, перегнать… Нынче было немного проще: и команда знакома со спецификой экидена, и я не новичок, лучше понимали друг друга, слаженнее действовали. Особенно сложно, когда команда обходит соперника, нужно точно просчитать место для высадки спортсмена, следить и за встречным движением, и за обгоняемым автомобилем. Но уж когда твоя команда вырывается вперед, у тебя такой подъем на душе! А то, что нас не вызывают на награждение вместе с командами, мы не обижаемся, наша забота – руль крутить».

От редакции. Рассказы шоферов навели организаторов соревнований на две мысли. Первая: видимо, следует более четко регламентировать передачу эстафеты и минимальную длину этапов. А то клапанов («и что у них есть ещё там», как пел Владимир Высоцкий) не напасешься. Вторая: а почему в самом деле не награждаются за успешное выступление команды водители? Первую мысль надо еще пообсуждать. А вторую и обсуждать нечего. На следующем «Уймоне» и для водителей отличившихся команд будут дипломы.

(Окончание следует).

Фоторепортаж