РУССКИЙ СО ШВЕДСКОЙ ФАМИЛИЕЙ

СЕГОДНЯ ОДНОМУ ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ СОВЕТСКОГО ДЖАЗА ОЛЕГУ ЛУНДСТРЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 94 ГОДА. ЕГО ДЕД ВОЗГЛАВЛЯЛ НА АЛТАЕ ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

00:00, 02 апреля 2010г, Культура 5594


РУССКИЙ СО ШВЕДСКОЙ ФАМИЛИЕЙ Фото №1

Жизнь Олега Лундстрема символична во многих смыслах. Он и сам был символом. Причем сразу нескольких эпох.

Его называли «вторым Гленном Миллером» и «живой легендой советского джаза». Удивительно, но в СССР, где джаз считался «музыкой толстых», оркестр, возглавляемый им, пережил даже своего основателя.

Еще Олег Леонидович Лундстрем известен афоризмами. Например, такими: «Музыку на зарплату не поменяю», «Музыку, как женщину и родину, нужно любить бескорыстно. Тогда больше получишь», «Я всегда жил по принципу – не надо биться головой об стенку, если не можешь ее проломить».

О самом Лундстреме сложены мифы. Хотя маэстро не уставал повторять, что он – обычный человек и в своей жизни совершал много ошибок.

По легенде, в 1930-х в Маньчжурии перед японской оккупацией джаз-бэнд Олега Лундстрема играл на последнем балу императора. Вскоре маньчжурский правитель бежал из страны. А музыкант со своим старейшим в мире джазовым оркестром выступал еще более полувека. Незадолго перед кончиной он получил премию «Триумф», американская Библиографическая ассоциация назвала его «Человеком года», а на Аллее звезд в Москве вмонтирован памятный знак в его честь.

А еще он был признанным композитором и главным дирижером Государственного камерного оркестра джазовой музыки, народным артистом России, лауреатом Государственной премии страны, профессором нескольких академий и консерваторий, почетным доктором наук Международной академии Сан-Марино.

«Советский джаз родился 2 апреля 1916 года в городе Чите», - так про Лундстрема, намекая на дату его рождения, говорил главный джазовый критик страны Алексей Баташев.

А знаменитый саксофонист Стефан Граппелли после совместного выступления в Праге сказал Лундстрему, что джаз могут играть только черные и русские...

Олег Лундстрем ушел от нас, когда ему было «без одиннадцати сто». Перед самой смертью в одном из интервью он сказал: «В 60 я понял: цель жизни — сама жизнь. Смысл бытия в том, что тебе дано, как говорят китайцы, «вечностью», а европейцы - «Богом». Мне ближе «вечность»…

Китайцы, рядом с которыми он прожил четверть века, попросту боготворят Лундстрема. Потому что первые буквы его фамилии с китайского языка переводятся, как «дракон» – счастливый знак, обещающий долгую и интересную жизнь. Человек, к тому же еще и рожденный в год Дракона, непременно должен быть счастливым.

Китайцы словно напророчили: так оно и получилось…

 

Из варяг в греки

«Как-то, - вспоминал Олег Леонидович, - шведский посол спросил меня о моей национальности. Я ответил, что, конечно, русский, так как еще мой дед говорил нам: «Дети, имейте в виду, все мы русские». И я всегда знал, что я русский со шведской фамилией».

Его прадед – Карл Август Лундстрем – когда-то с сыном и дочерью в поисках лучшей жизни пешком пересекли русско-шведскую границу.

Один из его сыновей, Франц, дед Олега, после окончания Санкт-Петербургского лесного института получил назначение в Казань. Прадед поехал с ним, и первое, что сделал – в Казанской психиатрической лечебнице поставил отопительные батареи, выписанные из Швеции. Когда император Александр III проезжал через Казань в Сибирь, ему показали это новшество. Царь поинтересовался: “Кто это сделал?” Ему показали умельца, император, дворец которого все еще отапливался печами, пожал ему руку и поблагодарил.

По иронии судьбы именно в Казани проявит свои незаурядные способности джазмена и его правнук Олег Лундстрем.

Недавно сенсационное открытие сделал ульяновский краевед Сергей Петров. Оказывается, в этом городе, который тогда еще звался Симбирском, родился отец известного музыканта Олега Лундстрема – Леонид Францевич. Краевед обнаружил запись об этом событии, поныне хранящуюся в Ульяновском городском архиве. Это метрика, выписанная в Богоявленской церкви Симбирска за 30 сентября 1892 года.

«Его семья не один год прожила в нашем городе», - рассказывал местным журналистам Сергей Петров.

Скорее всего, и Франц Карлович Лундстрем, дед джазмена, тоже родился здесь. Достоверно известно, что в Симбирске он познакомился и женился на русской девушке по фамилии Константинова. Окончил лесной институт, был лесоводом. Работал по профессии сначала в Казанской губернии, потом в Алтайском округе Томской губернии, затем в Забайкалье.

На закате жизни Олег Леонидович оказался на гастролях в Чите, городе, в котором родился, и местные краеведы сообщили ему о его предках по отцовской линии.

 

Старший лесничий

Так получилось, что он рано стал жить самостоятельно, рано потерял отца и не знал деталей своей родословной. Поэтому до конца жизни в интервью повторял почти ритуальные слова: «Мой дед был ученым-лесоводом второго разряда Его Императорского Величества в Алтайском крае, имел чин действительного статского советника». Ученый-лесовод – это звание, а должность, скорее всего, именовалась «старший лесничий при Главном управлении Алтайского округа». Увы, Алтайского края и даже Алтайской губернии, образованной в июне 1917 года, тогда еще не было. Действительный статский советник – это высокий чин, который равнялся воинскому званию генерал-майора.

Дед Олега Лундстрема жил и работал на Алтае в конце XIX - начале XX веков. Читинские архивы сохранили для потомков ряд документов семьи. Например, формулярный список о службе повествует о том, что Франц Карлович прибыл в этот город на рубеже 1901-1902 года.

Ученые Алтайского государственного университета Татьяна Соболева, Елена Гончарова, Михаил Тяпкин и Сергей Поляков исследовали лесную отрасль в данную эпоху. К сожалению, в публикациях они не упоминают о Франце Лундстреме. Пока не обнаружил и я данных о нем в алтайских архивах.

Годы его службы в лесной отрасли Алтайского округа совпали с проведением в жизнь административно-хозяйственной реформы 1896 года, коснувшейся прежде всего земельно-лесного хозяйства Алтайского округа. К тому времени здесь закрылись металлургические заводы. Императорский Кабинет попытался найти замену источников дохода в аренде лесов и земель. Система управления в них воплотилась в создании лесничеств и арендных районов. Алтайский округ был разделен на 12 имений, которые территориально охватили Бийский, Томский, Кузнецкий, Змеиногорский и Барнаульский округа, в 1898 году переименованные в уезды. Известно, например, что из 53 человек штатного персонала имений, набранного в июне 1896 года, только два имели квалификацию ученых-лесоводов.

Тем не менее широкая юрисдикция и хозяйственная компетенция управляющих имениями, их помощников, лесных смотрителей и лесничих способствовали концентрации у них властных полномочий, активному участию в приеме и обустройстве переселенцев.

В целом период, когда лесным хозяйством Алтая руководил Франц Лундстрем, был относительно благополучным. Спустя несколько лет, в 1905-1906 годах, возникли так называемые лесные войны, когда крестьяне самовольно вырубали леса. Но к тому времени дед будущего музыканта уже работал в Забайкалье.

Его сын Леонид весной 1910 года получил свидетельство об окончании Читинской мужской гимназии, продолжил образование в Москве и Санкт-Петербурге. Вернувшись в Читу с невестой Галиной Валуевой, получил место преподавателя физики в женской гимназии. Они сыграли свадьбу, и в канун революции у них появились сыновья-погодки, будущие известные музыканты Олег и Игорь...

Интересно, что Лундстремы являлись родственниками украинского поэта Тараса Шевченко. Дед Олега по линии матери приходился внучатым племянником Тарасу Шевченко. За подготовку покушения на царя Александра III Петра Валуева отправили в Читу на вечное поселение. А еще у Лундстремов имелась и греческая кровь – их прабабушка была гречанкой из Одессы.

Так что во всемирно известном музыканте равными частями – четыре крови: русская, украинская, шведская и греческая.

Воистину: из варяг в греки!

 

Старая пластинка

В 1921 году Леонид Лундстрем, отец будущего музыканта, был приглашен работать учителем на Китайско-Восточную железную дорогу и переехал с семьей в Харбин. Олегу тогда было пять лет.

Здесь, в отличие от российского Дальнего Востока, в то время была совершенно другая – безопасная и обеспеченная жизнь. Это продолжалось до 1934 года, когда японцы захватили Харбин, создали марионеточное государство Манчжоу-Го. Пришлось перебираться в Шанхай, где они с братом окончили архитектурный институт.

Тогда и появился оркестр, возглавил который Олег Лундстрем. Он к тому времени окончил музыкальную школу по классу скрипки, брат Игорь – по фортепиано. И хотя в его роду не было профессиональных музыкантов, отец свободно владел фортепьяно, мать, дедушка и бабушка хорошо пели.

Однажды 17-летний Олег в одном из шанхайских музыкальных магазинов наткнулся на пластинку с пьесой Дюка Эллингтона «Старый добрый Юг». А потом – на граммофонную запись Луи Армстронга. Так и «заболел» джазом. На всю жизнь. Оркестр «Молодые сердцееды имени атамана Олега Лундстрема» шанхайскими газетами был признан «королем джаза Дальнего Востока».

Отец музыканта к тому времени вернулся в СССР и сгинул в лагере. А Олег вместе с коллегами из оркестра оказался на родине лишь в 1947 году. Остановились в Казани, городе, где когда-то жили предки Лундстремов и была консерватория.

В то время в СССР относились к джазу как к буржуазной музыке: «сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Однако оркестр выступал успешно, с аншлагами. Случалось, снимали из репертуара какую-нибудь пьесу, в которой кому-то слышалось западное звучание – музыканты исполняли другую.

«Многие считали, - рассказывал Олег Леонидович, - что мы что-то брали за границей. На самом деле было иначе. Все аранжировки писали мы сами».

Великий Дмитрий Шостакович, услышав выступление оркестра Лундстрема, сказал: «Мне кажется, что наша так называемая легкая музыка должна пойти по этому пути». Он, конечно, имел в виду потрясающий профессионализм оркестра, который глубоко проникал в характер джазового исполнительства, в его классические традиции и в то же время стремился внести свой вклад в этот жанр.

Осенью 1956 года эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема переехал в Москву. Началась большая гастрольно-концертная жизнь.

Оркестр неоднократно бывал в Барнауле. Четыре года назад, в конце марта 2006 года, уже после кончины маэстро, джазовый коллектив его имени под управлением Георгия Гараняна приезжал на Алтай. Сейчас оркестром Лундстрема руководит Борис Фрумкин.

Этот коллектив – настоящая кузница джазовых кадров. Через него прошли многие известные музыканты, а также такие вокалисты, как Майя Кристалинская, Валерий Ободзинский, Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева и другие.

В годы перестройки из Лундстрема попытались сделать «мученика». Но он подчеркивал, что таковым себя никогда не чувствовал за десятилетия работы в Советском Союзе.

Как-то журналисты спросили Олега Леонидовича, не возникало ли у него желания «изменить джазу»? Он ответил, что любит джаз больше, чем самого себя.

…А начиналось все с пластинки с записью оркестра Дюка Эллингтона, купленной в шанхайском музыкальном магазинчике, которую он сохранял всю жизнь.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж