В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры»

12:44, 21 июля 2024г, Культура 103


Фото из личного архива Софии РЕЙМ
Фото из личного архива Софии РЕЙМ
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Фото №2
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Фото №3
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Фото №4
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Фото №5
Фото из личного архива Софии РЕЙМ миниатюра
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Миниатюра №6
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Миниатюра №6
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Миниатюра №6
В Алтайском крае открыли передвижную выставку церковных фотографий «Теплота Веры» Миниатюра №6

Выставка посвящена 30-летию восстановления Барнаульской епархии. София Рейм, автор экспозиции, рассказала корреспондентам «АП» историю появления этих кадров.

Запечатлеть важное

Несколько лет назад девушка была обычной прихожанкой Александро-Невского собора в краевой столице. Там служил и ее старший брат. Сегодня София Рейм – церковный фотограф, помощник настоятеля по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.

– Мой путь в фотоискусстве начался в 2016 году, когда протоиерей Андрей Басов, настоятель Александро-Невского собора, попросил сделать несколько кадров с освящения храма Успения Пресвятой Богородицы в Фирсово. Долго искали, кто бы мог качественно запечатлеть это богослужение, – вспоминает девушка. – Тогда у меня был фотоаппарат для любительской съемки. Я попробовала, результат получился неплохим. Мне сказали, что нужно развиваться в этом направлении. Так с благословением уже несколько лет я стараюсь запечатлеть самые важные моменты нашего прихода.

Всякая фотография (и церковная тоже) – ежедневный труд. По словам Софии, работа фотографом в храме стала для нее своеобразным послушанием. «У меня есть, конечно, и светская работа. Но церковная съемка занимает большую часть моей жизни», – говорит она.

– С богослужениями не каждый справляется, потому что это фото в моменте. Чтобы сделать удачный снимок, нужно понимать службу, ее ход. Знать, куда можно и нельзя пойти, в какой момент можно фотографировать, а когда идет молитва, которую нельзя прерывать щелчками фотоаппарата, – рассказывает София Рейм. – Поэтому специалистов по этому профилю (его называют «благо съемки») не много. У нас даже есть своя общественная профессиональная организация – Союз церковных фотографов.

Среди членов объединения есть и те, кто совмещает это направление со светской фотографией. «Многие работают на таинствах – крещения, венчания. Как правило, это коммерческие съемки. Ими я сейчас почти не занимаюсь, потому что времени не хватает. Но в начале профессионального пути и у меня было подобное», – добавляет девушка.

Со своей историей

Идея выставки церковного фото появилась на одном из заседаний Барнаульского епархиального управления. Тогда обсуждали мероприятия к празднованию 30-летия восстановления епархии. «Там и приняли решение, что нужно организовать такую экспозицию. К слову, для нашей страны это не ново. В центральной части России уже давно реализуют подобные проекты. Они бывают стационарные и передвижные, как в нашем случае. А вот для региона – своеобразная премьера. Ничего подобного прежде в Алтайском крае не организовывали», – говорит фотограф.

Экспозиция состоит из тридцати снимков. Каждый из них со своей историей. «Около трех месяцев шел только отбор материала. Сначала из нескольких тысяч фотографий осталось 400, потом – около полусотни. Самые значимые для епархии, интересные, красивые показываем посетителям», – говорит автор. Здесь – торжественное богослужение, а тут – портреты отца Андрея Басова и пономаря Владимира Чижикова, рядом один из монашествующих ставит свечи в Знаменском женском монастыре. Вот кадры с освящения куполов еще строящегося Александро-Невского собора.

– Для истории я тогда снимала все этапы строительства: как заливали своды, как делали кровлю. Один из знаковых моментов – установка куполов и колоколов, – вспоминает София. – Это было большое торжественное мероприятие. Кадры быстро облетели весь регион.

А вот на полотне руки молодых людей, которые вот-вот станут мужем и женой перед Богом. «На этом снимке моя подруга и ее жених-мексиканец во время таинства венчания. Молодой человек тогда специально прилетел на родину невесты, чтобы соблюсти все обычаи. Сегодня семья живет в Англии и в силу обстоятельств не может приехать сюда. Зато их фото путешествует по региону», – рассказывает фотограф.

Толчок направлению

Название выставки тоже неслучайно. «Долго думали, как назвать. Мыслей никаких не было. Варианты крутились вокруг 30-летия епархии. Все понимали, что нужно что-то емкое, лаконичное, легкое, запоминающееся», – рассказывает автор.

– В какой-то момент при отборе кадров мой брат, отец Дионисий, заметил снимок, сделанный в храме Богоявления. Тогда было освящение воды на праздник Крещения, – вспоминает София. – В объективе руки священнослужителя, в которых припорошенный снегом корец – небольшая чаша с надписью: «Теплота Веры». Так и появилась идея поместить эту фразу во главу угла.

Экспозиция уже успела побывать в нескольких храмах Барнаульской епархии. Ее путешествие началось в храме Святителя Николая Чудотворца в краевой столице. Следующими точками маршрута стали епархиальное управление, Покровский кафедральный и Александро-Невский соборы.

– Большой отклик получили за недолгое время экспонирования, – делится София Рейм. – Для наших людей это ново и необычно. Бывает, что совсем незнакомые звонят, пишут, благодарят протоиерея Андрея Басова, отца Дионисия и митрополита Сергия, которые дали толчок этому направлению.

Организаторы говорят, что в планах провести выставку по благочиниям епархии. «Митрополит Сергий благословил, чтобы она посетила храмы города. А дальше экспозиция отправится за пределы краевой столицы. Планируем, что к концу года это путешествие подойдет к концу», – добавляет София.

– С переездами были и сложности. Например, в некоторых храмах непросто с пространствами для размещения выставки. Она занимает немало места, – уточняет София. – Так, в Никольском ее расположили по центру, что удобно не всем прихожанам. А в Покровском иконы большого формата, висят они слишком низко. Поэтому мольберты расставляли так, чтобы и фотографии можно было посмотреть, и проход к святыням сохранить.

В Александро-Невском соборе есть притвор. Для экспозиции это очень удобно – можно свободно переместиться по периметру помещения, посмотреть каждую работу отдельно. «Есть люди, которые идут специально на выставку, а есть те, кто приходит на богослужения. Нам надо не помешать и прихожанам, и захожанам», – говорит фотограф.

Фоторепортаж