Рана незажитая, память неубитая…

00:00, 04 октября 2013г, Общество 2372


Рана незажитая, память неубитая… Фото №1

22 сентября нынешнего года в братской могиле воинов Сибирского батальона, принявших свой последний бой 7 сентября 1941 года у Карельского села Ругозеро, состоялось захоронение останков еще 14 сибиряков-алтайцев. В этот батальон входили солдаты, призванные в армию из 17 районов нашего края. Их эшелон отошел с перрона Бийского вокзала 19 августа 1941 года. Маршевый батальон из 1021 человека направлялся под Москву для пополнения наших обескровленных в боях частей, однако судьба распорядилась иначе.

С этого маршрута состав развернули на Карелию, где в связи с упорным наступлением финнов обстановка сложилась попросту критическая. Возникла реальная опасность выхода вражеских войск на стратегически важную линию Кировской железной дороги, фактически единственной коммуникации, связывающей Мурманск с Большой землей. А потом был страшный бой у села Ругозеро, в котором в один день сложили головы около 400 наших земляков. Большинство из них остались незахороненными.

В начале августа в Барнаул из Карелии возвратился краевой поисковый отряд «Высота», бойцы которого уже не первый год ведут поисковые работы на месте подвига наших земляков. В составе отряда – ученики барнаульского лицея № 129, гимназий № 40 и 22, средних школ Калманского, Косихинского и Кытмановского районов. Руководители экспедиции – преподаватель лицея
№ 129 Татьяна Нетбайло и заведующая отделением в Барнаульском педагогическом колледже Галина Землякова. В этот раз бойцам «Высоты» удалось поднять останки восьми красноармейцев, еще шестерых погибших обнаружили карельские поисковики.

22 сентября – не простой день для Ругозера, это дата освобождения села от вражеской оккупации в 1944 году, которая всегда отмечается. В канун праздника проживающие на Алтае дети и внуки погибших в Карелии воинов Сибирского батальона отправили телеграмму карельским поисковикам со словами благодарности за их подвижническую деятельность.

У солдат Великой Отечественной войны считалось плохой приметой хранить выдаваемые им смертные медальоны, куда должны были вноситься данные о красноармейце. Считалось, что так можно смерть накликать. Возможно, поэтому на большинстве из 14 погибших у Ругозера воинов таких эбонитовых пеналов не было, а единственную найденную в медальоне записку разобрать так и не получилось.

Но удалось узнать имена двух других наших земляков, также погибших в Карелии в том же сентябре 41-го. Председатель Карельской региональной общественной организации содействия увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковый отряд «Карельский фронт» Сергей Томашев сообщил о найденных в Карелии 22 сентября двух воинах 1941 года из Павловского района Алтайского края.

Поисковиками из отрядов «Совесть», «Память», Карельский фронт» фонда «Эстафета поколений» на высоте 168,5 в Пряжинском районе Карелии были обнаружены и подняты останки пяти красноармейцев. Как выяснилось, воины 313-й стрелковой дивизии вели здесь свой последний бой в сентябре 1941 года.

Погибших не удалось тогда похоронить, останки так и находились в окопах все эти десятилетия. На них было найдено три солдатских медальона. Один пенал оказался пустым. Но две записки были прочитаны, в одной – данные уроженца нашего региона Леонтьева Дмитрия Арсентьевича, призывника из Павловского района Алтайского края. Как уточнил исследователь военной истории из Барнаула Евгений Платунов, жена Дмитрия Леонтьева, Мария Никоноровна, жила в селе Новообинцево. Дмитрий Арсентьевич написал в единственном письме с дороги, что эшелон их движется под Москву. Но, как оказалось, и его, как и наших земляков из маршевого Сибирского батальона, направили не к столице, а в Карелию, где в сентябре 1941 года продолжалось сильное наступление финских и немецких войск.

Год назад на той же высоте 168,5 поисковики нашли останки другого воина-земляка – Григория Афанасьевича Шадрина из Краюшкинского/Первомайского района Алтайского края. И вот теперь Татьяна Ковалева из Москвы, наша бывшая землячка и правнучка солдата Шадрина, нашла на той же высоте еще одного земляка и сослуживца своего прадедушки. Он тоже оказался из Павловского района, Боровиковского сельсовета, – Панов Григорий Максимович. Его, как и земляка-сослуживца Леонтьева, долгие послевоенные годы считали пропавшим без вести…

Фоторепортаж