В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея

11:47, 28 сентября 2024г, Культура 105


В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №1
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №2
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №3
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №4
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №5
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №6
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №7
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №8
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Фото №9
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10
В Барнауле представили более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея Миниатюра №10

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка «Приглашение к обеду» представляет в Барнауле более 60 произведений из собрания Государственного Русского музея (ГРМ), в том числе подлинные работы Константина Коровина, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и Зинаиды Серебряковой.

В экспозиции не только живопись XIX – начала XXI века, но и скульптура и предметы декоративного искусства, и все объединено темой застолья. Для Художественного музея Алтайского края это не первый опыт сотрудничества с ГРМ: буквально год назад из Петербурга привозили масштабную выставку «Женщины в русском искусстве», а виртуальный филиал Русского музея в ГХМАК открылся еще в 2000-е.

Побыть немного фламандцами

Около десяти лет назад в Санкт-Петербурге прошла выставка-блокбастер «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея», демонстрировавшая более 300 произведений искусства и предметов на гастрономическую тему. В том числе царские сервизы, меню придворных обедов, оформленные крупными мастерами. Затем в более скромном составе этот проект демонстрировался в Казани и Мурманске, и вот теперь 66 предметов из него приехали в Барнаул.

– Натюрморт в русском искусстве начинает развиваться лишь в начале XIX века и поначалу воспринимается как низкий жанр, а художники старались подражать знаменитым голландским и фламандским мастерам, – объясняет куратор выставки Светлана Артюхова. – Но у фламандцев мы никогда не увидим грибы, как, например, в «Натюрморте со свечой» Ивана Хруцкого! Вообще, работы наших художников всегда отмечены незримым присутствием человека: вот тлеет сигара с мундштуком, горит свеча. И обязательно будет срезанная спиралькой лимонная кожура, как у фламандцев, ее мы увидим у многих, и эта традиция будет продолжаться даже в советском искусстве.

Затем, как рассказывает куратор, натюрморт вписывают в жанровую картину, примеры – «Демьянова уха» художника Андрея Попова (1856) или «Бабушкин праздник» передвижника Алексея Корзухина (1893). Для художников русского авангарда и, в частности, объединения «Бубновый валет» натюрморт – это и вывеска, и праздник, и буйство красок. А в советские 1920–1930-е годы, после Гражданской войны и голода, царицей стола и натюрморта становится… селедка. Но даже в классической работе Зинаиды Серебряковой 1923 года с этой простецкой рыбой и луковицами соседствует витая фламандская цедра лимона. Желание побыть немного фламандцами легко заподозрить и у советских авторов 1960–1970-х годов, наполняющих свои работы на тему советского уюта особым теплым светом.

Самый молодой участник выставки – отпрыск семьи художников Антон Тотибадзе, родившийся в 1993 году. Когда ему было всего 19 лет, Русский музей купил его серию, в Барнаул из нее приехала работа «Только не забудь потом убрать за собой!», форматом и композицией неуловимо напоминающая трактирную вывеску. Не меньше зрительского внимания привлекает полиптих Ольги Оснач 2011 года «Энциклопедия бутерброда» в девяти частях, таких как «Сервелат», «Докторская» и «Шпроты».

Истории и контексты

– Мы очень счастливы, что имеем возможность познакомиться с произведениями русского и советского искусства, которые знаем по альбомам и монографиям, и видеть их больше месяца в нашем городе, – призналась на открытии выставки заместитель директора Художественного музея Наталья Царёва.

О трепете и волнении перед встречей с подлинниками хрестоматийных произведений говорил и председатель краевого отделения Союза художников России Дмитрий Петренко. За поддержку проекта гости открытия благодарили Министерство культуры края. Министр Елена Безрукова считает, что, несмотря на очень камерное пространство временного здания нашего музея, эта выставка действительно значимое для края событие.

– Когда мы предоставляем возможность жителям города посмотреть на эти работы, это дорогого стоит в прямом и переносном смысле. С учетом стоимости перевозки, страхования и особых требований федеральные выставки – это всегда затратная история, – заметила Безрукова. – И мы сознательно на это идем, обеспечивая доступность ценностей для тех, кто придет в Художественный музей. Когда его сотрудники предлагали привезти на Алтай именно эту выставку, то одним из весомых аргументов был Год семьи. И ряд работ здесь действительно показывает жанровые сцены семейного застолья. И где еще собирается семья, когда все пришли с работы и учебы, как не за столом! Это теплая, объединяющая тема.

Торжественным открытием события вокруг выставки не исчерпываются, музей приготовил большую программу лекций и мастер-классов (один уже состоялся в прошлые выходные и был посвящен сервировке стола). Кроме того, ежедневно в 12 и 16 часов в музее проходят кураторские экскурсии по экспозиции, и мы советуем побывать на них: за многими работами стоят истории и контексты, которые могут в корне поменять их восприятие. А в библиотеке виртуального филиала Русского музея на втором этаже ГХМАК можно найти альманах, изданный в 2013 году по итогам той самой петербургской выставки «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея».

Отдать должное

Следующая важная выставка из собрания Русского музея будет связана непосредственно с Барнаулом и Алтаем. В 2026 году из Санкт-Петербурга должны привезти акварели, рисунки и сепии первого профессионального художника в Барнауле Василия Петрова, приехавшего сюда в самом начале XIX века по заданию Академии художеств. «Он 10 лет прожил в Барнауле, сделал первые рисунки нашего города, должен был отправлять их в Академию художеств, чтобы государство имело представление, что происходит на его территории, – объясняет Наталья Царёва. – Он, к сожалению, трагически скончался здесь. Местное горное начальство не очень понимало, зачем тут нужен художник». Все 65 лет существования Художественного музея искусствоведы пытались договориться о том, чтобы привезти его хрупкие графические произведения в Барнаул, и накануне 300-летия горного производства на Алтае это удалось.

Фоторепортаж