В Алтайском крае обсудили единую программу развития дронов

15:16, 20 июля 2024г, Экономика 94


Фото: погодавполе.рф
Фото: погодавполе.рф

Общая сумма финансирования беспилотных авиационных систем (БАС) в Алтайском крае суммарно составляет 81 млн рублей. Однако единой программы развития отрасли в регионе пока нет. Создание такого документа обсудили накануне в правительстве края.

Зачем нужна программа

С 2022 года на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию отрасли беспилотной авиации. Разработана и утверждена стратегия ее развития, создана Правительственная комиссия по вопросам развития БАС, подготовлен национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Цель этой работы – подготовка кадров, формирование инфраструктуры для применения дронов, стимулирование гражданского спроса на отечественные беспилотники и разработка перспективных технологий производства БАС.

Регионам дали поручение – определить сферы, где дроны помогают эффективно решать поставленные задачи, а также придумать способы простимулировать компании чаще использовать эту технику. В каждом субъекте Федерации должна появиться программа развития беспилотных авиационных систем. Ее наличие является одним из обязательных условий, чтобы участвовать в федеральных конкурсах и получать финансирование. А деньги направят в итоге в самые разные сферы, например в лесосохранение или развитие образования.

«При формировании проекта программы нами решалась еще одна важная задача. Это систематизация информации о текущей ситуации в отрасли. Несмотря на то, что в настоящее время в регионе идет ее формирование, уже есть ряд сфер, где беспилотники успешно применяются», – отметил министр промышленности и энергетики Вячеслав Химочка.

Экспериментальный режим

Алтайский край входит в число 12 регионов, где действует экспериментальный режим по применению сельскохозяйственных дронов. В прошлом году с их участием было обработано более 30 тысяч гектаров всех посевов. Сегодня в регионе работает порядка 10 компаний, которые оказывают услуги по обработке полей с применением беспилотников. При использовании таких систем распыление идет более мелкими каплями, чем при традиционных методах. По сути, создается туман. Благодаря этому не только достигается эффективность обработки, но и значительно снижается объем распыляемой жидкости.

Главной образовательной площадкой по использованию беспилотников в крае стал АГАУ. Изначально аграрный университет учил пользоваться дронами только фермеров. Однако позднее интересоваться ими стали все: от журналистов и энергетиков до лесников и спасателей. Поэтому вуз начал расширять число образовательных программ. С сентября, например, запустят новый курс. На нем аграриев будут учить содержать и обслуживать агродроны. Мест уже нет – все расписано до декабря.

Поскольку в крае в отличие от многих других регионов не закрыто небо, сюда приезжают учиться специалисты от Кубани до Дальнего Востока. Кроме того, именно алтайский вуз принимает участие в разработке нормативной базы по использованию беспилотников в сельском хозяйстве.

Для обеспечения кадрами отраслей экономики, в которых внедряются дроны, выстраивается многоуровневая система подготовки. Начиная с 10 лет, ребята учатся в детском технопарке «Кванториум.22» проектированию и пилотированию беспилотников. На уровне среднего профессионального образования подготовку кадров для отрасли беспилотной авиации ведет колледж Алтайского государственного университета. Высшее образование на уровне бакалавриата можно будет вскоре приобрести в АлтГТУ. Сейчас вуз получает лицензию для запуска профиля подготовки «проектирование и разработка беспилотных летательных аппаратов».

С 2019 года дроны активно внедряет сетевая компания «Алтайкрайэнерго». Беспилотники используют для осмотра воздушных линий электропередачи. Применение воздушной техники в этой сфере несет ряд существенных преимуществ. Например, нет необходимости использовать габаритные машины, не нужно отключать электроэнергию у потребителей. А главное – это безопасно для персонала. Более того, дроны на 50% эффективнее, чем осмотры с земли.

«Раньше в этой работе участвовали 744 сотрудника и 232 машины. Это было медленно, ненадежно и затратно, даже с учетом высокого уровня цифровизации. Беспилотники в комплексе с нейросетью помогли решить эту проблему. Сейчас всю эту систему обслуживает порядка 20 человек. Эффект не посчитать – он громаден», – рассказал гендиректор «Алтайкрайэнерго» Сергей Приб.

Дрон снимает с воздуха все повреждения, и система сразу отмечает цветом то, на что следует обратить внимание. Такой подход помогает своевременно менять треснувшие изоляторы и другое оборудование, что влияет в целом на стабильность энергосистемы.

Не только интересно,  но и опасно

Еще одно направление, которое стоит выделить, – это спортивные дроны. Так, в Грозном с 16 по 18 февраля этого года прошел спортивный фестиваль «Техноспорт Первых». Киберспортсмены Алтайского края завоевали третье место в общекомандном зачете, а в гонках дронов заняли четвертое место. Еще несколько спортивных мероприятий прошли в этом году на территории Алтайского края. В регионе даже открыли отделение Федерации гонок дронов России.

Для развития отрасли правительство планирует активно поддерживать мероприятия, которые популяризируют новый вид техники. Например, в 2024 году аграрный университет провел авиасалон «АлтайАгроБАС-2024». Теперь он станет ежегодным. Дроны будут также демонстрироваться публике и на Дне сибирского поля.

Большой потенциал воздушной техники и в правоохранительной деятельности. Охотоведы и лесники уже активно используют беспилотники для выявления фактов незаконной добычи биоресурсов рубки лесов, браконьерства. У МВД и МЧС есть положительный опыт совместного использования дронов для поиска людей. Также ведомства применяют летательные аппараты, чтобы контролировать нахождение на водоемах несовершеннолетних.

Прозвучало предложение дать возможность использовать беспилотники народным дружинам – это поможет им эффективнее следить за общественным порядком. Госавтоинспекция в будущем сможет использовать беспилотники для фиксирования нарушений среди автолюбителей. А дорожные службы – для оценки с воздуха качества разметки и асфальта.

«Беспилотники дают невероятные возможности. Но они же несут и угрозы. В сегодняшних условиях, например, когда ты едешь на машине и видишь, что над тобой летит аппарат. Откуда ты знаешь, что это ГАИ? Может, это агродрон сбился с пути, а может, что еще хуже? Куча вопросов возникает, и на все из них нам нужно ответить», – подытожил итоги дискуссии губернатор Виктор Томенко. Работа над региональной программой развития БАС будет продолжена.

Фоторепортаж