Алтайские предприятия готовятся к маркировке товаров легкой промышленности

19:13, 19 июня 2024г, Экономика 591


Алтайские предприятия готовятся к маркировке товаров легкой промышленности Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Весной этого года расширился перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке. Наносить специальные коды швейникам теперь надо на все изделия – от галстуков до пальто. Крупные производители воспринимают новшество спокойно. А вот у малых предприятий, которые в отрасли составляют 80%, это может привести к дополнительным расходам. Специалисты прокомментировали этапы ужесточения требований, увидев в этом и определенные преимущества для честных производителей.

Для борьбы с контрафактом

Первые волны маркировки легпром пережил, когда с июля 2020 года такое условие стало обязательным для обуви, а с 2021 года – для части текстильной продукции. Сначала маркировалось только восемь видов одежды, но с 1 апреля 2024 года их число увеличилось до 120. Это коснулось не только новой продукции, но и ее остатков на складах, которые могут составлять не одну тысячу единиц.

Маркировка предметов одежды, как и другой продукции легпрома, вводилась с целью борьбы с контрафактом. Законопослушным производителям требуется описать товар в национальном каталоге, получить код, заказать и нанести его на всю продукцию, а затем подать документ о ее вводе в оборот.

– С апреля производители одежды должны были уже начать маркировать остатки. С 1 июля 2024 года вступает в силу запрет на реализацию немаркированных остатков. Их можно хранить, но продавать уже больше нельзя. До 1 ноября необходимо ввести в оборот товарные знаки на продукцию. Тогда же, с 1 ноября, наступает и этап разрешительного режима на кассах на товары легпрома, – рассказала Галина Денежкина, заместитель начальника Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. – Лучший вариант – отсутствие остатков, ведь для маркировки нужно специальное программное обеспечение. Иначе получится то же, что случилось раньше у некоторых обувщиков, когда они не смогли продать свои остатки.

Выбрали из трёх вариантов

Михаил Комм, генеральный директор барнаульского предприятия «Фабрика обуви», напомнил про ожидания производственников от ввода маркировки.

– Когда она начала внедряться, то мы стали одними из первых, где ставился эксперимент. Изначально были, конечно, обувщики за, потому что это обеляет рынок. Маркировка делает правила более рыночными, более конкурентными. Но многие в нашей сфере не только не хотели маркировки, но и «вбелую» не работали, – особо отметил производственник. – И конкурировать с такими очень сложно. Поэтому остались сторонники этого проекта как раз среди тех, кто работал открыто.

Переход на новые рельсы для обувщиков потребовал маркировки продукции одним из трех способов: на коробке, на изделии через самоклеящийся носитель или вшитым ярлыком.

– Можно выбрать любой из этих вариантов. Часть нашей продукции промаркирована на ярлыке, часть – на коробках, – уточнил Михаил Комм.

Переход не потребовал каких-то особых технологических усилий, подобных тем, которые используются при маркировке, например, мороженого или молока, где в потоковые линии внедряются определенные затратные элементы с настройкой и привлечением специалистов.

– У нас печать марки идет на принтере с последующей наклейкой. Каждая марка уникальна. Стоит она, казалось бы, и не так уж дорого – всего 50 копеек. Но покупка оборудования, регистрация и обучение персонала в ассоциации, выпускающей марки, нам обошлись в сумму около 200 тыс. рублей, – напомнил гендиректор «Фабрики обуви». – Решили, что чем раньше мы научимся действовать по новым правилам, тем будет проще в дальнейшей работе. Все это действует до сих пор и не требует дополнительных усилий.

Кроме московской компании «Честный знак», на которую возложена задача по всей маркировке различной продукции, есть и частные разработчики программного обеспечения этой деятельности, такие как «Контур», «1С» и другие.

– У них было определенное соревнование, кто быстрее что-то удобное и интегрированное с системой «Честный знак» предложит для клиентов, вводящих маркировку, – отметил Михаил Комм.

Производственник уверен, что за маркировкой – будущее, потому что рынок обувщиков все еще остается неконкурентным. Один производитель платит много налогов, когда его продукция одномоментно через марку привязана к транзакции продажи через кассовый аппарат. Нужны дополнительные меры, для того чтобы обелить недобросовестных производителей, принудить их к введению маркировки, уплате налогов.

– Ведь недоимка по налогам в нашем секторе ведет к нагрузке на тех, кто работает «по-белому», – сетует гендиректор «Фабрики обуви». – Черный рынок контрафакта разной продукции, не только обуви, но и лекарств, шин или велосипедов, недокладывает в бюджет значительную сумму.

Еще одним подтверждением подлинности продукции стало и решение Минпромторга о получении свидетельств производства и материалов в России.

– Мы такое свидетельство получили после аудита Торгово-промышленной палаты. Поэтому у нас есть право участвовать в госторгах, – заметил Михаил Комм.

Отказались от детских костюмов

Государственные заказы стали палочкой-выручалочкой и для барнаульской швейной фабрики «Аванград». Но для выполнения госконтрактов пересмотрели линейку продукции.

– Пришлось отказаться от выпуска детских костюмов. Много теперь возникает проблем с их оформлением, – привела пример Маргарита Кропотина, генеральный директор предприятия. – Нам нужно много швей. Для их подготовки заключаем договоры с разными учебными центрами. Вопросами маркировки занимаются наши старшие московские партнеры.

Факт

За производство и продажу одежды без маркировки предусмотрены штрафы: 5–10 тыс. руб. – для должностных лиц, 50–100 тыс. руб. – для организаций. Товар будет конфискован. За сбыт больших партий продукции без маркировки или с поддельным кодом можно лишиться свободы на срок до шести лет.

Фоторепортаж