Как переходный период по утилизации отходов от использования упаковки повлиял на производителей тары и этикеток в Алтайском крае

18:21, 05 июня 2024г, Экономика 588


Фото: Андрей Каспришин
Фото: Андрей Каспришин

С января этого года среди обязательных требований к отечественному бизнесу был введен и переходный период по утилизации отходов от использования упаковки. Как это отразилось на местных производителях тары и этикеточной продукции?

Что такое РОП?

Все новшества, принятые законодателями, связаны с внедрением расширенной ответственности производителей (РОП). Предполагается, что изготовители и импортеры товаров и упаковки обязаны обеспечить их утилизацию после утраты потребительских свойств или заплатить экологический сбор.

Утилизация – это переработка или повторное использование товаров и упаковки. Например, пластиковые бутылки используют для производства флиса, гидроизоляции. Но к утилизации не относится захоронение или хранение на свалках.

Утилизация считается выполненной только в случае использования отходов для производства новых товаров, вторичного сырья или полезных компонентов, указанных в специальном перечне, который назвали конвертером.

РОП призвана стать частью так называемой системы разумного потребления, направленной на снижение экологического вреда от пластикового мусора и аналогичных отходов. Она делает экономически невыгодным для изготовителя производить неперерабатываемую упаковку, так как «загрязнитель» обязан уплатить большой экологический сбор.

«Ведутся дебаты»

Елена Кузнецова, руководитель отдела продаж барнаульской полиграфической компании «Импресс», уточнила, что сейчас вызывает особое беспокойство.

– Насколько знаю, ведутся серьезные дебаты из-за проблем с клеевым слоем этикетки для упаковки, – сказала эксперт. – Потому что при утилизации тары этикетка не отделяется из-за клея. И сегодня специалисты обсуждают, что же делать с этим клеем, чтобы он легко удалялся. Но если будет использоваться новый клей, то подобная упаковка рискует не дойти до конечного потребителя.

Никаких решений за прошедшие пять месяцев еще не принято. Пока действует переходный период в режиме теста, допустимы пробы и ошибки.

– Мы находимся в подвешенном состоянии. Без каких-либо конкретных практических нововведений. Запретить все можно, но заменить-то нечем, – сетует Елена Кузнецова. – Нет пока аналога клеевого слоя, который удовлетворил бы текущие потребности. Законодателям известны наши вопросы. Было составлено общее обращение всех активных производителей уже конечных товаров о невозможности сейчас заменить компоненты на более безопасные для последующей утилизации.

Пока с полиэтиленом

С 2025 года будет запрещена ПЭТ-упаковка, этикетка на которую приклеена с помощью нерастворимого в водном или щелочном растворе клея.

– Считаю, что очень сильно ударил бы по малому бизнесу запрет обычного и привычного полиэтилена, к которому все предприниматели давно привыкли и используют, – уверен Даниил Чирков, руководитель отдела закупа, снабжения и продаж компании «Технология», производящей бытовую химию.

Среди новой продукции компании – хозяйственное мыло и мыльный порошок, которые обозначены изначально как «эко-мыло», так как производятся на основе подсолнечника.

– Кроме полиэтилена, все другие варианты материалов для упаковки – дорогостоящие. В Сибири сейчас вообще нет интересного нам вида материалов. Есть предприятие-производитель в Ленинградской области, – рассказал Даниил Чирков. – Можно брать упаковку из Китая. Но это скажется на цене товара, ведь малые предприятия не могут делать крупные заказы контейнерами под свои небольшие пока объемы. Если запретят полиэтилен, то будем, наверное, в бумагу заворачивать наше мыло.

Упаковочная бумага, правда, сейчас тоже не такая, как в прошлом и позапрошлом веке.

– Покупатель чаще отдает предпочтение упаковке тех компаний, которые заявляют об экологии. Все больше производителей масла, творога и сыров переходят сейчас на эколин. Это бумага, которая на 50% состоит из мела. Такая упаковка легко разлагается, – привела пример Елена Кузнецова.

Технология прежняя

Клиенты такого крупного производителя, как «Алтайтара» пока не высказывали никаких новых пожеланий к закупаемой продукции за период с января этого года.

– Наши технологические процессы никак не изменились, – подчеркнул Алексей Жабин, начальник производства компании «Алтайтара».

На еще одном специализированном предприятии также придерживаются привычной технологии.

– У нас не было каких-то новых обсуждений с клиентами по компонентам клея, который мы используем для создания своей продукции, – подтвердил Фёдор Айдиконис, начальник производства по выпуску гофротары компании «Сибтара». – Наши материалы не содержат каких-либо наполнителей, о которых стоило бы беспокоиться. У нас все делается гораздо проще, чем у тех, кто использует какие-то узконаправленные виды клея. Гофропроизводство предполагает выпуск продукции с помощью крахмального клея, то есть работаем с чистыми природными веществами.

Фоторепортаж