Тетрадки в клетку. В следственных изоляторах Алтайского края 1 сентября начинаются уроки

12:30, 01 сентября 2018г, Общество 1242


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Около двадцати подростков, преступивших закон, 1 сентября приступят к школьным занятиям в следственных изоляторах Алтайского края.

Анамнез

Одна из программ, реализуемых региональным отделением Российского детского фонда, – «За решеткой детские глаза». Вот уже несколько лет представители РДФ взаимодействуют с сотрудниками следственных изоляторов, в которых ожидают решения суда несовершеннолетние. В канун Дня знаний благотворители приехали в СИЗО-1 Барнаула, привезли ребятам подарки, устроили для них познавательную музейную экскурсию.

Проход в режимную зону «из-за периметра» – по жесткому алгоритму,  через несколько постов, досмотр металлоискателем под всевидящим оком видеонаблюдения. Сопровождение людей в форме обязательно.

Если бы не решетки на окнах, можно подумать, что старшеклас­сники собрались в школьном актовом зале. Со стороны – подростки как подростки. С еще мяконькими по-детски льняными вихрушками и коротко бритыми головушками, с глазами потухшими или, наоборот, ясными, открытыми. Большинство из них проходят как обвиняемые в тяжких преступлениях, по самым серьезным статьям Уголовного кодекса. Трудно поверить, но это так. Четырнадцатилетний паренек-недоростыш, такой худенький, что выглядит третьеклассником, убил человека, сейчас под следствием и, видимо, последующие годы своей жизни проведет в воспитательной колонии для несовершеннолетних, а затем – в исправительной, для взрослых. Это то, что на поверхности. А в материалах дела, которые не раскрываются в интересах несовершеннолетних, – дикие истории, в которых есть беспробудное пьянство родителей, отчимы-деспоты, равнодушие окружающих, но нет любви к маленькому человеку, придавленному неподъемной ношей проблем.

Председатель регионального отделения Российского детского фонда Оксана Овчинникова здесь не впервые, а все не может привыкнуть. Не получается совместить несовместимое – детство и преступления. Для Константина Анатольевича, заместителя начальника СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, такое «раздвоение» – часть профессии. Даже оказавшись по ту сторону закона, за решеткой, дети остаются детьми. Они учатся, читают книги, ссорятся, увлекаются творчеством и спортом.

«В их жизни было мало хорошего. Такое можно сказать про каждого из ребят, оказавшихся в следственном изоляторе», – говорит о своих юных подопечных Константин Каравозов.

В своей должности Каравозов с 2014 года, за это время партнерские отношения с Детским фондом переросли в дружеские. Несколько раз в год по праздничным поводам, будь то 9 Мая или День защиты детей, представители РДФ приезжают сюда с концертами, выставками, подарками. «Разбудить их души» – такой видит свою задачу Оксана Овчинникова.

– Все в жизни человека начинается с семьи. Большинство наших ребят от 14 до 18 лет – из неблагополучных. Есть мальчики и девочки, у которых только начальное образование. 1 сентября, как и другие школьники страны, они сядут за парты. С ними по программе полного школьного курса занимаются педагоги вечерней сменной школы № 2, обучающей осужденных в местах лишения свободы всего Алтайского края. У нас начинают, а доучиваться многие будут уже в воспитательной колонии Новосибирска, куда их отправят после вынесения приговора. Но в прошлом году четверо ребят за время пребывания в СИЗО успели получить аттестат об окончании 9 классов, – сообщает подполковник Каравозов.

«Самшит не помнит»

Все собрались, заместитель директора музея «Мир времени» Ирина Заречнева и экскурсовод Наталья Котельникова начинают увлекательную экскурсию «По ту сторону мира». Детский контингент – благодарные зрители и слушатели. Возможно, потому, что эта передвижная музейная экспозиция для многих из них – первое в жизни путешествие. Случайность ли, что экспонаты подобраны «со смыслом»?

В руках у Натальи – сосуд из самшита, вероятно, использовавшийся в античных интерьерах древней Эллады. Самшит растет очень медленно, по полмиллиметра в год, да к тому же и ядовит. Но стоило обработать такую посуду оливковым маслом, и она становилась пригодной для хранения пищевых продуктов. На греческий священный Олимп раз в четыре года прибывали атлеты – посостязаться в силе и ловкости, съезжались философы, музыканты, артисты, коим благоволила богиня наук и мудрости Афина, и, увы, люди с недобрыми намерениями. Греки были уверены, что, как яд из самшитового сосуда, уходит со временем из человека все плохое, ненужное. А о событиях минувших лет они говорили: «Это было так давно, что даже старый самшит не помнит».

Сейшельские орехи в старину также считались священными. Употреблять их разрешалось только знати и больным людям по рекомендации целителей. Вывоз с островов разрешался, но только по специальным документам. Для тех, кто пытался украсть островную ценность, предусматривалось наказание – от отрубания рук до смертной казни.

Падуки – сланцы из сандалового дерева (сандалии), которые носили индийские йоги. В свои деревянные тапочки они вбивали шипы, чтобы ногам было больно, а кровоточащие раны не давали человеку забыть о смысле жизни и духовных идеалах.

1 сентября новая жизнь начинается для всех школьников, даже здесь, за решеткой. В ней будут учителя, уроки, контрольные работы, радостные открытия. От регионального отделения РДФ ребята получили канцелярские наборы, а его председатель Оксана Овчинникова рассказала им о том главном, что видит в сотрудничестве с исправительной системой края. У тех, кто совершил преступления, не очерствели души. Они готовы прийти на помощь больному ребенку, когда нужно, собрать средства на дорогостоящее лечение или поддержать того, кто попал в беду.

– Когда бываю в исправительных учреждениях и говорю людям спасибо, они искренне удивляются. Многие вообще впервые в жизни слышат слова благодарности. В такие моменты что-то доброе происходит в наших сердцах, мир меняется к лучшему. Мне не кажется – так и есть. Если в эти минуты хотя бы один человек поймет, что жил неправильно, что есть другой мир – яркий,  добрый, открытый, значит, все, что мы делаем, не зря. Для чего нам дана жизнь? Что оставим после себя? Очень хочется, чтобы и вы задавали себе эти вопросы, – напутствовала ребят Оксана Овчинникова.

Фоторепортаж