Где в Алтайском крае производят морс «как у бабушки»

09:41, 24 июля 2024г, Общество 110


Где в Алтайском крае производят морс «как у бабушки» Фото №1
Где в Алтайском крае производят морс «как у бабушки» Фото №2
Где в Алтайском крае производят морс «как у бабушки» Фото №3
Где в Алтайском крае производят морс «как у бабушки» Миниатюра №4
Где в Алтайском крае производят морс «как у бабушки» Миниатюра №4
Где в Алтайском крае производят морс «как у бабушки» Миниатюра №4

Фото Олег БОГДАНОВ

«Вижу цель – не вижу препятствий» – любимая присказка Натальи Сухотериной, предпринимательницы из Шипуново. Характер у нее такой. Что задумает, обязательно сделает. С одной оговоркой – сделает по-женски изящно, правильно и толково. В этом году основанное ею предприятие по производству натуральных «живых» напитков отметило свой первый, десятилетний юбилей.

«Папа бы гордился»

Историю Натальи нужно рассказывать издалека, с самого детства:

– Я из известной в селе фермерской семьи Сергея Мироновича и Валентины Павловны Сухотериных. Папа (к сожалению, он ушел из жизни два года назад) не особо был щедр на похвалу. Возможно, просто боялся меня разбаловать. Но часто говорил: «Ты всего добьешься, верю в тебя». И когда что-то получалось, я знала, как он будет мною гордиться.

Окончив Алтайскую академию экономики и права, девушка мечтала о карьере в прокуратуре, но получила совсем другое предложение – должность юриста в управлении технологического транспорта на северах. И согласилась во многом потому, что хотела доказать себе и отцу: она реально молодец. На машину тогда сама себе заработала, к слову, но, отработав три года, заскучала по родному Алтаю, по родителям.

Вернулась, а здесь и в семейном хозяйстве работы хватает. Наталья занялась молочным направлением на отцовском предприятии, сбором, сдачей молока с подворий, магазинами, где сдатчики могли отовариться под запись по схеме взаимозачетов, распространенной на селе.

А десять лет назад попробовала производить «живой» квас, обнаружив, что эта ниша никем в Шипуново не занята:

– На старте мне помог папа – подарил два небольших помещения, с них мы и начинали. Это сейчас уже все расширено, перестроено… Поднималась на кредиты, оборудование в лизинг оформляла. Ответственность, конечно, колоссальная. Вот сейчас ставка выросла, но делать нечего, производство нуждается в обновлении – мы построили второй производственный цех, обновили технологические линии, купили «ситрак» с прицепом. Надо думать о будущем, развивать то, что востребовано. Папа бы мной гордился, это 100 процентов.

Напоить Мирославу

– Когда несколько лет назад мы заходили в Новосибирскую область, а было это очень непросто, поверьте, выяснилось, что мало кто может предложить такую же продукцию. Потому, наверное, у нас получилось. Продукт понравился покупателю, несмотря на переполненные магазинные полки, – продолжает Сухотерина. – А потом к этой линейке добавились и натуральные морсы. К тому времени я мамой стала, кроха Мирослава эту идею и подсказала. Чем поить маленькую дочку? Не магазинными же соками. Да, крупные производители позиционируют их как «продукт для детского питания», но посмотрите состав и не удивляйтесь потом, что так много в России детей-аллергиков. Мы свои морсы делаем на сибирской ягоде, из добавок – немного сахара и лимонной кислоты. Пастеризация щадящая, 85 градусов, чтобы сохранить витамин С. Дочери сейчас семь, но, приглядываясь к семейному производству, она уже сейчас говорит, что хочет быть моей помощницей, когда вырастет.

Имя девочки, возможно, покажется вам не здешним, не сельским. Но мы-то уже знаем, что ничего случайного в этой семье не бывает. Когда Наталья ее носила, на первом скрининге беременности врачи увидели мальчика. Родители решили назвать его в честь деда – Мирон. А позже на УЗИ доктора уточнили – девочка будет. Имя менять не стали – остановились на девичьей его вариации.

Можно понять тревоги и беспокойство тех, кто впервые заходит в незнакомую нишу. Нелегок и неблизок путь от этой точки до момента, когда заработает сарафанное радио. Оно – первый инструмент в деле завоевания покупательских сердец, искушенных магазинным изобилием. И в маленьком Шипуново помогает, и на большом рынке – в географии поставок сегодня, помимо нашего края, Новосибирская и Кемеровская области, Казахстан. Бывает, покупатели звонят, благодарят: «Спасибо, ваш морсик – как у бабушки».

Удивительно, но факт. При всем многообразии магазинного выбора конкурентов у Сухотериной практически нет. Хотя бы потому, что крупные производства стоят особняком, а у нее – особая ниша. Это и благо, и проблема одновременно. В отсутствие конкуренции и совета по организации производства ведь не у кого спросить – производственники сами, на своем опыте, все постигают. Например, тонкости работы с сезонным продуктом. В прошлом году на предприятии, где работает 30 человек, сделали 2,5 млн бутылок кваса и 2 млн – морса, но основной объем производят летом. В период с мая по сентябрь того же кваса льют по 30 тонн в сутки, а зимой – в десять раз меньше, что и понятно.

А поскольку Сухотерина не количеством, а качеством берет, ценность выпускаемого небольшими партиями продукта, по сути крафтового, лишь возрастает. Любит у нас народ, чтобы в морсе – ягодка, а квас – с задоринкой. В жару сотрудники угощают освежающим напитком, и я тут же совершаю самую типичную, как они говорят, ошибку. Откручивать крышечку надо осторожненько, без резких движений, иначе естественная дегазация преподнесет сюрприз – так называемый эффект шампанского.

Недавно в одном из магазинов Новосибирска на квасной полке увидела бутылочки со знакомым уже логотипом и сразу включились ассоциации… Наталья со стальным отцовским характером, девочка Мирослава, названная в честь деда, и сам вкус напитка, ягодный или карамельный, но такой родной, алтайский.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж