Почему стоит посмотреть фильм «Сто лет тому вперёд»

08:14, 05 августа 2024г, Культура 353


Почему стоит посмотреть фильм «Сто лет тому вперёд» Фото №1

«Сто лет тому вперёд», фильм 2024 года, снятый по мотивам одноименной повести Кира Булычёва, захотелось посмотреть, потому что… позвал «голос из прекрасного далека». Та самая крылатовская песня, что сорок лет назад, после выхода «Гостьи из будущего», значилась в репертуаре каждого школьного хора. Видимо, обольщенные этой связкой с фильмом своего детства, нынешние бабушки шли на премьеру уже со своими внуками.

Другая история

Цикл Кира Булычёва, под таким псевдонимом писал фантаст Игорь Можейко о приключениях Алисы Селезнёвой, содержит более сорока повестей. Самая первая, «Девочка, с которой ничего не случится», была написана в 1965 году. Для подростков 80-х невероятным счастьем было достать заветные книги. Купить их было невозможно, в библиотеках за ними в очереди стояли. Мы дождаться не могли свежих номеров «Пионерской правды», где печатали отрывки из «Лилового шара», «Тайны третьей планеты», «Сто лет тому вперёд». Летом 1984 года, когда впервые показывали пятисерийный фильм «Гостья из будущего» по ТВ, на улицах, несмотря на каникулы, не оставалось ни одного ребенка.

Не было сорок лет назад крутых спецэффектов, создаваемых, как сейчас, искусственным интеллектом, а сердце останавливалось – помните? Когда юная гимнастка Оксана Компаниец, которая выполняла за исполнительницу роли Алисы Наташу Гусеву каскадерские трюки, перелетала через трехметровый забор, прыгала с тросом-страховкой из окна третьего этажа. И когда появлялась откуда-то из портала прекрасная Полина, чтобы напомнить девочке из будущего: ей пора…

Новая киноверсия, «Сто лет тому вперёд», от режиссера Александра Андрющенко снята по технологиям ИИ, а потому эффектами изобилует. Но сравнение двух фильмов, нового и старого, провалилось не из-за этой сорокалетней технологической разницы… Получилась другая история, в принципе, динамичный и качественный комикс. С кинолегендой 80-х его роднит лишь ремарка «по мотивам».

Алиса, космион у меня

Булычевские шестиклассники повзрослели, они теперь выпускники. Алиса (Даша Верещагина) – девушка с волосами цвета фуксии (привет вам, розовые пони), прилетает из 2124 года, чтобы найти маму, пропавшую где-то в прошлом. Девушка невероятно, с точки зрения наших современников, развита физически и интеллектуально, она собирается поступать в кадетское училище имени Киры Селезнёвой, своей матери. Выбор дочери не радует отца Алисы, профессора Селезнёва (Константин Хабенский), но когда это она его слушалась…

Выясняется, что мама скрывается от космических пиратов в 2024 году под видом школьной учительницы физики (актриса Виктория Исакова). Так девушка оказывается в школе, где учится Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн), рэпер-раздолбай. С другом Фимой (Кирилл Митрофанов) они обнаруживают тайник в лаборатории физики, а в нем – космион, спрятанный от посторонних глаз Кирой Людвиговной Селезнёвой, бывшей-будущей космоспецназовкой, как выяснилось, не очень надежно. Аппарат, именовавшийся в старом фильме миелофоном. Даже коробочки похожи.

Гоняющиеся за ним космические пираты, как им и положено, наделены паранормальными способностями. Глот (Юрий Борисов), верховный злодей, умеет управлять волей других людей. Но как-то очень подозрительно смахивает на нашего Кощея в версии Григория Сиятвинды и Дарта Вейдера одновременно. А Весельчак У (Александр Петров), прекрасный в своем цинизме и безнравственности, списан с Зорга из «Пятого элемента».

Со старым знакомым роботом Вертером мы тоже встречаемся, только теперь это летающая колонка, говорящая голосом Фёдора Бондарчука. А теперь вспомним Говарда Муна, его предсказание в «Майти Буш» о том, что в будущем нужны будут только головы.

Из пасхалок-отсылок можно отличный квест сложить. В комнате Коли – молот Тора из Marvel, бутафорский, конечно, но оказывается в самый раз, когда нужно было оглоушить Глота. В классе Алисы учатся инопланетяне, а одна из девушек – точь-в-точь на’ви из «Аватара». Боевые же перчатки главной героини как будто по лекалам механической брони Тони Старка создавались, персонажа все той же кинофраншизы «Вселенная Marvel». И обратите внимание на способ, которым Коля спасает профессора в конце истории, – точно так же Марти («Назад в будущее») вытащил из передряг своего друга, сумасшедшего ученого Дока.

Ради мечты

К слову, трактовок темы петли времени в кинематографе накопилось немало. Конкретно – некоторые правила путешествий в прошлое и будущее. Герою нельзя встречаться там с самим с собою – один из них точно исчезнет. Или, если хочешь изменить свое негативное будущее (например, зная, что тебя убьют), надо просто опередить события.

И все же если даже очень хочется, не торопитесь назвать новую киноверсию приключений Алисы Селезнёвой плагиатом. Любой фантастический сюжет – выдуманный, в отличие от реализма. Стало быть, и режиссерские ходы – тоже придумка создателей картины, как правило, обобщенная, без конкретики. Отсюда и похожесть идей, штампы, кочующие из сценария в сценарий. Хотите точнее узнать принцип действия космиона или боевые параметры бластеров? Тогда вперед, изобретайте, думайте, творите его сами, это и ваше будущее тоже. В этом – суть.

Мы не можем знать, как будут жить наши правнуки, но думать-то нам никто не мешает. Внимательно рассмотрим торчащие в сюжете уши писателя-фантаста Карена Налбандяна, точнее, его теории-догадки относительно Алисы.

Пришедшая из 2124 года школьница с глазами цвета неба знает языки земные и инопланетные, соображает быстрее, чем искусственный интеллект, владеет навыками боевых искусств… По каким программам учат ребятишек в школах будущего, если они подготовлены как спецназовцы? Есть только одно объяснение: была война, катастрофа, выжившие вынуждены были повысить уровень подготовки детей – да, до такого уровня. Мало ли в какое время и в какую историю их еще занесет…

Так ли уж оно блистательно и великолепно, это «прекрасное далеко», когда выжить в нем можно, только если ты – универсальный солдат, как Алиса и ее мать? Словом, вопросов и тем для споров в фэндоме, созданном молодыми людьми после премьеры «Сто лет тому вперёд», достаточно.

Новый фильм, лишь мотивами похожий на тот, сорокалетней давности, стоит посмотреть уже хотя бы ради сказки-мечты.

К слову, об использовании искусственного интеллекта в кино мы порассуждаем в следующую пятницу с известным на Алтае режиссером Верой Уразовой.

Фоторепортаж