Алтайские артисты выступают в госпиталях и на новых российских территориях

08:14, 11 мая 2024г, Культура 1190


Фото предоставлено Алтайским теат­ром драмы
Фото предоставлено Алтайским теат­ром драмы
Фото предоставлено Алтайской краевой филармонией
Фото предоставлено Алтайской краевой филармонией
Фото предоставлено Алтайским теат­ром драмы миниатюра
Фото предоставлено Алтайской краевой филармонией миниатюра

Алтайские артисты, как многие в нашей стране сейчас, не без­участны к событиям последних лет. Помогают как могут своим искусством. Едут они с выступлениями и в госпитали, и на новые российские территории.

Традиция гастролей фронтовых концертных бригад зародилась в годы Первой мировой войны – тогда это были отдельные инициативы театральных трупп. Спустя столетие они все так же востребованы.

«Прошлое не вернётся?»

В ноябре прошлого года в ЛНР отправился с гастролями Алтайский краевой театр драмы. В маршруте было несколько точек. Так, помимо самого Луганска, наши артисты посетили и подшефный Славяносербский район.

Добирались до места в несколько этапов. Сначала самолетом до Москвы, потом поездом до одной из станций близ Ростова. Оттуда уже автобусом до Луганска. Поселились в гостинице: одно крыло здания было разрушено почти полностью, в другом жили артисты.

– Когда проезжаешь блокпост, стоят во­оруженные ребята. Лица их закрыты, заметны только глаза. Видишь, как двигаются бое­вые машины, укрытые маскировочными сетями. Холодок по коже в такие моменты пробегает, – говорит Любовь Березина, директор театра. – Местных от приезжих можно отличить сразу. Не по внешнему виду, а по поведению в моменты, когда доносятся звуки взрывов и стрельбы. Мы впервые с этим столкнулись, когда только приехали в город. От страха захотелось немного присесть и пригнуть голову. Луганчане же будто не заметили происходящего. Видимо, они привыкли. Осознание этого приводит в ужас.

Видно, что Луганск был красивым. Однако в момент приезда наших артистов все выглядело иначе. Следы разорвавшихся снарядов на зданиях, разбитые витрины магазинов. Много опустевших, уже заброшенных домов.

– Конечно, там нас очень ждали. Говорили про нас: «артисты с большой земли». Особенный отклик получили от жителей Славяносербска. Мы были первым российским коллективом, который приехал туда за последние девять лет. Больших мероприятий там не проводили по понятным причинам, – делится Березина. – После спектакля я обратилась к зрителям. Сказала: «Добро пожаловать домой!» И со слезами люди потом подходили общаться. Они со страхом в глазах спрашивали: «Прошлое точно не вернется?»

Выводы очевидны

– Всегда казалось, что война – это где-то там, далеко, – вспоминает Виктор Осипов, актер алтайского театра драмы. – Со школы мы знаем, что там, в европейской части Советского Союза, шла война. И вот теперь, столько лет спустя, эта земля снова не спокойна. Во время гастролей на короткое время мы ощутили, что значит быть и жить в прифронтовой зоне. До поездки я никогда об этом не задумывался, а тут осенило, что здесь, в Сибири, мы как у Христа за пазухой.

Когда ехали в подшефный район, остановились в небольшом поселке, чтобы перекусить. Обедали в тишине, потому что раздавались бесконечные звуки взрывов, работала артиллерия. Выходим из кафе, а в скверике рядом сидит девушка, качает ребенка в коляске. Мы стояли молча, переживая ужас от звуков войны. А малыш в это время ни разу не заплакал.

После поездки мы сильно поменялись. Раньше думалось, что все, о чем нам говорят в новостях, пишут в газетах – преувеличение, что таких крайностей не может быть в современном мире. Пообщавшись с местными, понимаешь: многое нам недоговаривали, чтобы не шокировать. Нам показали учебник истории, по которому раньше учили украинских детей. Там Великая Отечественная война закончилась в 1943 году. «А что же оставшиеся почти два года?» – спросите вы. В книге говорится, что в это время была советская оккупация Восточной Европы. Выводы делайте сами.

Поднять боевой дух

– Поездка началась с того, что нас пригласили поучаствовать в большом всероссийском фестивале, – рассказывает Александр Витман, директор Алтайского государственного оркестра русских народных инструментов «Сибирь». – В плане – два выступления в Москве, и время, которое мы находились там, позволяло запланировать еще один выезд. Возникла идея: съездить с программой в госпиталь имени Вишневского.

Организовать выступление там помогло представительство Алтайского края в столице. И 5 апреля, год назад, после основной программы алтайские исполнители дали концерт для ребят, которые проходят лечение.

– Были там, правда, не полным оркес­тром – сцена не вместила бы всех, – вспоминает Витман. – На тот момент в госпитале проходили лечение и наши парни с Алтая. Конечно, первая реакция, особенно у женщин, при виде наших воинов, многие из которых еще молоды, но уже на протезах, – слезы. Но это длилось недолго. На лицах ребят с ранениями и на колясках нет печати подавленности или безысходности.

– Мы ехали с определенной настороженностью, потому что в подобном госпитале выступали впервые. Понятно, что мы и здесь, в крае, периодически выступаем перед ветеранами. Это, как правило, немножко другие люди, – добавляет Татьяна Кунгурова, артистка оркестра. – Многих из нас известные всем события коснулись. И вот когда видишь этих ребят – каждый из них чей-то сын, брат или отец – душа переворачивается. Эти ребята нуждаются в добрых песне и словах, положительных эмоциях. Мы еще раз убедились в силе нашего народного искусства, которое поднимает боевой дух.

Русский оркестр – это не только «калинка-малинка». Это и песенный материал, который появился внушительным массивом в послевоенное время в середине прошлого века. Эти песни поют до сих пор, потому что они попадают в самое сердце.

– Морально было, конечно, тяжело. Очень больно видеть молодых ребят с протезами, – продолжает Татьяна Борисовна. – Мы пришли с улыбкой и ушли тоже с улыбкой. Ехали обратно в тишине. А то, что творилось у нас в душах после, рассказывать не буду…

В наших нарядах

Еще один коллектив, который недавно побывал на Луганщине, – ансамбль русского танца «Огоньки» им. Гарри Полевого Государственной филармонии Алтайского края. В начале марта этого года артисты показали там хореографический спектакль «Аленький цветочек» и программу русских народных танцев «Сибирская топотуха». 

– Мы долго думали, чем порадовать наших соотечественников, особенно детей, – говорит Елена Надточий, директор алтайской филармонии. – И выбрали одну из самых лучших русских сказок о любви и верности, где добро побеждает зло. 

Для луганчан русский народный танец – часть нашего общего культурного кода. На наш концерт и мастер-класс пришли участники коллективов русского народного танца, в том числе приехали 20 человек из г. Славяносербск, где должны были так же выступать, но, по понятным причинам, этого не произошло. Мы подарили ребятам русские костюмы, и они уже станцевали в них. 

Город оживает. Везде идут дорожные ремонтные работы.  Восстанавливаются здания.  Мы были на Мемориале военной Славы, на трагической Острой могиле, в музее молодогвардейцев в Краснодоне.  Свою память луганчане бережно хранят. 

Сам старинный центр Луганска, где расположено здание филармонии, очень похож на наш старый Барнаул. К сожалению, сейчас практически все старинные дома имеют нежилой вид. Но улицы ярко освещены. Кстати, освещение – первое, что появилось в Луганске. 

Во время поездки мы общались с местными жителями. Очень тяжелые разговоры были. Об обстрелах, о гибели мирных жителей. В филармонии нам рассказали, как прошел их первый после долгого молчания концерт. Симфонический оркестр, точнее малая его часть, играл музыку Гайдна, Моцарта, Вивальди, а в финале прозвучала песня «Солнечный круг», после которой все зрители (а был аншлаг), начали одновременно говорить. Каждый выкрикивал о своей боли, казалось, люди никогда не успокоятся.  И вновь, и вновь оркестр исполнял знакомую с детства замечательную песню. Еще долго будет эта земля залечивать раны войны. 

Фоторепортаж