Когда идеям тесно

00:00, 24 мая 2014г, Общество 2014


Когда идеям тесно Фото №1

Директор компании «Сократика» Константин Быстров признан лучшим предпринимателем Барнаула за 2013 год в номинации «Эффективность и развитие». «Алтайская правда» решила выяснить, за что дают такие звания.

Компанию «Сократика» смело можно отнести к микробизнесу. В ней работает всего девять человек, но производят они ежедневно по три тонны фруктовых и овощных нектаров. Большая их часть потребляется жителями Алтайского края.

– Сбываем в мелкооптовые фирмы, а оттуда нектар расходится по городам и селам, – рассказывает директор. – Сегодня портфель заказов у меня тонн на пятьдесят, выиграли тендер на поставку напитков для детского оздоровительного лагеря «Юность», расположенного под Рубцовском. Так что работать приходится семь дней в неделю и с колес.

Быстров затеял производство нектаров из сухофруктов. Решение, как и всё гениальное, простое. С одной стороны, такое сырье долго хранится, с другой – сохраняет все полезные вещества, включая витамины.

Перерабатывают персики, абрикосы, чернослив, которые закупают в Узбекистане и Таджикистане.

– При выборе ассортимента мы исходили из полезности фрукта: в абрикосах и персиках содержатся необходимые для сердца ионы калия, а чернослив хорошо кушать людям, испытывающим проблемы с кишечником, – поясняет Константин Игоревич.

Технология на первый взгляд не представляет ничего сложного. Сухофрукты моют, загружают в гомогенизаторы, где происходит их измельчение до кашицы, затем ее заливают горячим сахарным сиропом, переливают в бак с мешалкой, из которого фасуют по ПЭТ-бутылкам. Всё! Продукт готов. Правда, простота эта кажущаяся. Основная хитрость – устройство гомогенизаторов. Изготовлены они по немецким образцам новосибирскими умельцами. Быстров даже запретил нам их фотографировать, чтобы конкуренты не разгадали конструкцию, а что уж говорить про внутренности?! Обмолвился лишь, что измельчение идет с помощью турбины. Если так, то аппарат совсем не простой.

Интересуюсь, тщательно ли стерилизуются нектары. В ответ: «Не стерилизуем, а пастеризуем, чтобы сохранить витамины, при этом срок годности продукции составляет полгода». Пастеризация происходит прямо в гомогенизаторе за счет теплоты, выделяемой работой турбины. То есть два технологических процесса идут одновременно в одном аппарате. Это дает высокую производительность, экономит время и электроэнергию.

Разговор заходит о качестве магазинных напитков.

– На этикетках производители соков и нектаров обычно пишут «натуральный», а что там на самом деле? – интересуюсь у Быстрова.

– В реальности подавляющее большинство делает их разбавляя водой пюре, которое привозят в основном из Китая. Мы же стараемся сделать хотя бы из сушеных фруктов, – рассказывает предприниматель.

Хотя и из свежих тоже делают, например, из апельсинов. Мелют их прямо с кожурой. Оказывается, в кожуре
втрое больше витамина С, чем в мякоти.

Предприятие перерабатывает не только забугорные фрукты. Хорошим спросом пользуется тыквенный нектар. С тыквы счищают кожуру, режут на части, потом сушат и перерабатывают по общей технологии. Работа очень трудоемкая.

В конце 2013 года ООО «Сократика» получило губернаторский грант 700 тыс. руб. для реализации проекта натуральных пюре и нектаров из местного сырья. На эти деньги решили приобрести еще одну сушилку и станок для снятия кожуры с тыквы. Принцип действия станка – как у токарного: тыква зажимается между двумя опорами и приводится во вращение, а оператор резцом счищает кожуру. С таким оборудованием работа пойдет гораздо быстрее.

Полгода назад в «Сократике» освоили свекольный нектар. Идея его производства пришла Быстрову после изучения опыта американских пловцов, активно употреблявших такой продукт в ходе подготовки к соревнованиям. Константин Игоревич сам раньше серьезно занимался плаванием да и сегодня его не оставляет, являясь членом наблюдательного совета краевой федерации плавания.

– Мы поим бесплатно свекольным соком наших молодых пловцов, что позволяет им быстро восстанавливать силы после тренировки. Дело в том, что у свекольного сока уникальные свойства: он увеличивает количество эритроцитов, железа и фолиевой кислоты в крови. А еще мы раз в год кормим этих детей уникальной смесью пророщенной пшеницы с облепихой. Отзывы алтайских ученых о ней просто восторженные.

– Почему бы вам не делать эту чудо-смесь для широких масс? – спрашиваю предпринимателя.

– Где делать, вы посмотрите, какая у нас теснота?!

Производственное помещение действительно маленькое. Его арендуют вот уже восемь лет в одной из больниц Барнаула. Все подсобки и даже лестничные пролеты завалены сырьем.

Быстров давно хочет расширить производство – построить собственный производственный корпус. Уже и участок нашел подходящий, но региональное управление имущественных отношений, по его словам, затягивает процесс оформления земли. В июне будет год, как предприниматель начал собирать соответствующие документы, а конца этому не видно.

Казалось бы, сегодня только ленивый не говорит о необходимости повышения инвестиционной привлекательности страны, региона, населенного пункта. Но если для крупных инвесторов власти как-то стараются (миллиардный вклад заметно влияет на общую статистику, за которой следят сверху), то помогать микробизнесу большого смысла нет. Поэтому чиновники вроде бы и не отказывают, но и результата не видно.

– Мы хотели бы делать не только нектары, но и пюре для детей, – мечтает Быстров. – На Алтае много яблок, тыквы, свеклы и моркови.

Быстров говорит, что у него много идей, озвучивать которые он пока не хочет. Одна из них просто должна перевернуть пищевой рынок края.

Будем ждать их воплощения.

Фоторепортаж