Выставка памяти художника и дизайнера Владимира Каминского преподнесла массу неожиданностей

17:00, 17 ноября 2016г, Культура 2612


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В выставочном зале музея «Город» открылась экспозиция «Творческий путь длиною в жизнь», которая посвящена памяти художника и дизайнера Владимира Каминского, ушедшего из жизни весной этого года. Выставка автора, с художественным видением которого знаком буквально каждый барнаулец, преподнесла массу неожиданностей даже тем, кто давно знал мастера.

«Выставка задумывалась не в это время, она должна была открыться еще тогда, когда зал принадлежал Союзу художников России. Но все смешалось, как в акварели самого Владимира Исааковича: рациональное и иррациональное», – сказал на открытии экспозиции недавно избранный новый председатель краевого Союза художников Дмитрий Петренко.

Действительно, художник готовил большую выставку к своему 70-летию и состояться она должна была еще в начале 2016 года. Но выставочный зал был передан музею «Город», несколько месяцев не работал, в нем начался ремонт. Каминского внезапно не стало – и горечь от того, что не сам он открывал свою удивительную экспозицию, сквозила в каждом выступлении. Художника любили, кажется, все, кто был с ним знаком, что для творческой организации, надо признать, большая редкость.

– Пройдя по выставке, я могу сказать главное: это искусство, настоящее искусство, – сказала на вернисаже директор Художественного музея Инна Галкина. – Но воспринимается с болью и грустью – так неожиданно и рано ушел этот человек. Много разных техник, будь то графика или живопись, акварель. Но это всегда окружающая жизнь и образы людей, которые преломляются через пластический язык искусства рубежа веков, что очень ценно: у нас в крае немногие идут таким путем. Ведь он должен быть органичен мировосприятию художника. И взгляд Владимира Каминского узнается в каждой работе.

Инна Галкина говорит, художник запомнился человеком светлым и доброжелательным. Таковы и образы друзей на его портретах. А вот автопортреты у него неожиданно драматичны: он глубоко философски относился к миру. Инна Константиновна поздравила коллег из музея «Город» с этой неординарной экспозицией современного искусства.

– Повезло тем, кто знал этого прекрасного человека, и я рад, что вхожу в их число, – заметил Сергей Краснов, председатель Барнаульской городской думы четвертого созыва. – Правда, для меня эта выставка – открытие, потому что с Владимиром Каминским мы больше общались по поводу интерьеров и фасадов городских зданий. И работы, представленные в дальнем зале, как раз отражают его видение города, а оно тоже было светлым.

В экспозиции можно увидеть дизайн-проекты барнаульских зданий, оформленных Владимиром Каминским – одним из первых профессиональных дизайнеров на Алтае. Кафе «Визит» (1995), фасады и интерьеры «Сити-центра (2005), магазина оптики «Евростиль» (2004), торгового центра «Геомаркет» (2005) – эти и множество других проектов прекрасно знакомы всем горожанам. А еще были интерьеры частных особняков и квартир.

– Владимир Каминский всегда говорил: «Дизайн начинался в Барнауле с того, что в квартирах красили панели на кухне в разные цвета. А каков теперь дизайн!» – вспомнила на открытии коллега Владимира Исааковича преподаватель Института архитектуры и дизайна АлтГТУ Ольга Попова. – И он очень многое сделал для такого развития в городе. Его проекты пользовались большим спросом, у него были лучшие заказчики. И он с таким вниманием к ним относился и так бережно воплощал мечты… Умел красиво работать, находить неординарные решения, убедить, найти нужные слова. Это удивительный дар, которого, я думаю, нет у большинства современных дизайнеров.

Несколько лет назад известный искусствовед Любовь Шамина писала о дизайнерской работе художника в 80-е годы (тогда она называлась оформительской): «В районном центре Шипуново было построено для размещения историко-краеведческого музея специальное здание, дизайн-проект которого и осуществлял художник. Здесь проявилось умение дизайнера органично вписать здание в существующую среду, организовать интерьеры, работать с экспонатами, изготовить соответствующее оборудование […], сделать освещение и с художественным вкусом оформить каждый раздел экспозиции. Для этого необходимо знать специфику музейного дела, любить его… и добыть единственные отделочные материалы того времени: доски да деревоплиту – и все оборудование сделать своими руками».

А тележурналист и художник Анатолий Корчуганов сказал о Каминском: «Он отличался большим умом, огромными знаниями. Но вместе с тем был пронзительным лириком». Кажется, полнее всего эта лирическая сторона проявилась в его задумчивых акварелях, которые останавливают на себе взгляд зрителя то своей композиционной и цветовой сложностью, то, напротив, какой-то щемящей простотой, за которой не трудно заметить глубину и драматизм.

На выставке представлены портреты, пейзажи, символические и абстрактные произведения, выполненные в различных живописных и графических техниках, а также остроумные коллажи и вышеупомянутые дизайн-проекты, осуществленные в разные годы. Экспозиция будет работать до 4 декабря. И, возможно, знакомство с разнообразным творческим наследием Владимира Каминского – лучший способ перестать бояться современного искусства.

Справка
Владимир Каминский родился в Барнауле в 1946 году. В 1975-м окончил Новоалтайское художественное училище. Работал в области художественного проектирования, дизайна и прикладной графики, занимался дизайном интерьеров, выставок, музейных экспозиций. Разработал ряд проектов комплексного оформления крупных предприятий в городах и селах края. Член Союза художников России с 1988 года, Союза дизайнеров – с 1989-го.

Фоторепортаж