Виктор Томенко: Мы не должны ставить себя выше людей, решая за них

22:30, 21 декабря 2018г, Общество 1142


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

«В вопросе сохранения малокомплектных школ последнее слово за жителями», – подчеркнул губернатор Виктор Томенко во время рабочей встречи с главами районов – членами президиума Совета муниципальных образований Алтайского края.

Не потерять кадры

– Экономика и социальная сфера региона складываются в муниципалитетах. Собственно, край и есть совокупность муниципальных образований, – открыл встречу Виктор Петрович. – И нам важно договориться о механизмах и порядке взаимодействия при обсуждении вопросов и проектов, вписанных в систему нашей общей работы.

Лидер Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» и глава Алейского района Светлана Агаркова заявила о готовности своих коллег работать над проблемами сел и искать пути их решения вместе с краевой властью. 

– Не бывает сильного региона со слабыми муниципалитетами. Мы делаем общее дело, и, как в той песне, «нам не жить друг без друга». Правление для того и существует, чтобы обобщать опыт, вырабатывать рекомендации, как лучше и с минимальными потерями решать вопросы, – обратилась к главе региона Светлана Яковлевна.

Социальная сфера априори не бывает беспроблемной. Малокомплектные школы – самая его болезненная точка, по словам Петра Афанасьева, главы Рубцовского района. Здесь 438 учащихся из 2300 – «на подвозе». 21 школьный автобус совершает ежедневно рейсы туда и обратно. Шестьдесят учителей из 280 ездят на работу в другие села, туда, где своих педагогов не хватает. Сама по себе дорога не проблема при хорошей работе дорожных служб, а вот ситуацию с кадрами оптимистичной не назовешь. В этом году, например, 27 педагогов выбыло – взамен приехало лишь семь.

– Регионы с более высокой бюджетной обеспеченностью как пылесосы высасывают у нас лучших специалистов! – эмоционально констатирует глава Рубцовского района. – У нас в крае исполняется «дорожная карта» отрасли, а средняя зарплата учителя достигла 25 без малого тысяч рублей. Работает система поддержки молодых специалистов, но, видимо, этого мало.

А родители готовы?

Непопулярной, но необходимой мерой Петр Иванович назвал оптимизацию сети образовательных учреждений. Не распылять ресурсы на множество малокомплектных школ, а сосредоточить их в базовых, хорошо оснащенных. Опыт такой работы в районе есть. Только так, уверен Афанасьев, можно обеспечить каждому сельскому ребенку качественное образование в рамках ФГОС. А средства, уходящие на содержание школ, в которых учится по двадцать учеников, можно направить на повышение зарплат учителей и укрепление материально-технической базы. Эта мера поможет уравновесить и неизбежные финансовые диспропорции. Ведь у каждого района – свои условия. В Михайловском, например, всего десять сельских школ, а в Рубцовском – двадцать, и ежегодно только на зарплату водителей школьных автобусов районный бюджет тратит более 6 миллионов рублей.

Но если все так логично, откуда он – общественный резонанс на теме оптимизации? Не в ментальности ли самих сельских жителей дело? Голосуя за сохранение малокомплектных школ, главным доводом они называют удобство для родителей и детей. Не о чем тревожиться, когда школа в двух шагах от дома и учителя свои, «родные».Качество образования, как правило, в расчет не берется.

Светлана Агаркова приводит в пример опыт Алейского района:

– Вопросы эти болезненны для каждого родителя. Как бы там ни было, а школа остается барометром социальной жизни села. Мы давно и серьезно работаем с мамами и папами. И пока они сами не придут к пониманию того, что образование должно отвечать запросам времени и общества, с оптимизацией спешить не надо. 

«Никого нельзя сделать счастливым насильно», по образному выражению губернатора края Виктора Томенко. Именно с общественным градусом, по его мнению, власть должна сверять свои шаги. Анализировать потребности сельчан. Определять размер региональных субвенций. И взвесить все на сто раз, прежде чем поставить запятую в дилемме «закрыть нельзя оставить».

– Мы не должны ставить себя выше людей, решая за них, что лучше. Нужно ориентироваться на мнение большинства, а чтобы было оно продуманным и взвешенным, проявить терпение, вести разъяснительную работу. Мы понимаем, что малокомплектные школы экономически неэффективны, но не этот фактор, а готовность жителей сел должна быть на первом плане. Родители должны воочию увидеть преимущества обучения ребятишек в базовых школах с хорошим кадровым и технологическим обеспечением. При этом местным властям и бюджетам необходимо поддерживать малокомплектные школы до последнего, пока этого хочет большинство жителей, – резюмировал Виктор Томенко.

Фоторепортаж