«Сказка», куклы и инновации

17:00, 02 марта 2017г, Культура 1455


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Спектакль «Волшебник Изумрудного города», работа над которым завершается в краевом театре кукол «Сказка», станет не просто очередной постановкой молодого московского режиссера Елены Чверткиной, но и самой, пожалуй, высокотехнологичной в истории труппы. Долгожданная премьера – 11 марта!

«Расшивали» канву спектакля вместе бок о бок постановочная группа, артисты, художники и IT-специалисты барнаульской компании МЕМ. Пространство сцены технари расширили визуальными и световыми эффектами, видеопроекциями. Свои истории Элли, Страшила, Лев и другие персонажи расскажут со страниц книжки-раскладушки, которые с детства помнит каждый из нас.

По словам создателей постановки, самым важным для них было сохранить стиль и живые эмоции в электронном слое «Волшебника Изумрудного города». Насколько это удалось команде художников-бутафоров под руководством Ольги Косенковой и специалистов МЕМ Дарьи Ильиной и Дмитрия Шаробарина, зрители оценят уже совсем скоро. Не раскрывая пока всех секретов, скажем только, что театральные приключения Элли, которая всех убеждает, очаровывает и в итоге побеждает, похожи на игру-бродилку,  выстроенную на вечных человеческих ценностях – верности, отваге, семье, любви к родным и друзьям.

До «Волшебника...» московский режиссер Елена Чверткина уже ставила на барнаульской сцене «Золушку» и «Спящую красавицу». Перед премьерой этого года она ответила на вопросы журналистов.

– Елена, какую театральную школу вы представляете в нашем городе?

– Я родилась в Питере, окончила ЛГИТМИК – государственный институт театра, музыки и кинематографии. Изначально поступала на факультет режиссуры, на курс профессора Николая Наумова, но он сказал, что мне для начала надо поучиться на актера. Я окончила актерский факультет и работала в Санкт-Петербурге в театре кукол, который называется так же, как и ваш: «Сказка». Потом уехала в Москву, играла в «Жар-птице», но все равно тянуло к режиссуре. Вторично поступила туда же, и тогда Наумов уже взял меня на свой режиссерский курс. Кстати,  «Золушка» в барнаульской «Сказке» стала моим дипломным спектаклем.

– Какие сюжеты вас привлекают более всего?

– Меня интересуют человеческие взаимоотношения – между друзьями,  женщинами и мужчинами, родителями и детьми. Я ставила Шекспира, Арбузова, Шукшина, и все это – истории любви. Спектакль – это прежде всего исследование. Как человек ведет себя в предлагаемых обстоятельствах, готов ли он сдаться на пути к заветной цели или идет до конца.

– Елена, любая сказка – это череда сюжетных ходов, до самого хеппи-энда. Волков и его «Волшебник…» – не исключение. О чем режиссеру говорить, если в итоге всё равно все счастливы?

– Наверное, о том, что дорога к счастью – это большой труд. Другого способа стать счастливым нет. Так в «Золушке». Так в «Спящей красавице». Так и в «Волшебнике Изумрудного города». Это спектакль о семье, о том, как важно ощущать за плечами поддержку любящих тебя людей – мамы, папы, друзей. Элли живет в сером и пыльном Канзасе, где даже дома не могут противостоять ураганам, а человек должен. И вдруг она попадает совсем в другой мир, в волшебную страну, где ей сразу, без условий, предлагают стать правительницей. Роскошное предложение. Но ей ничего не нужно кроме любви и семьи. Того, что хранит от бед любого из нас. Обратите внимание, Дровосек обретает сердце, Страшила – мозги, Лев – отвагу, но на этом история не заканчивается. Хотя нам всем кажется, что вот только малости для счастья и не хватает и стоит ее только заполучить… Лишь в семье тебя любят просто так, безусловно, за то, что ты есть. Режиссерская сверхзадача – напомнить зрителям о тех, кто рядом. Чтобы люди душевнее относились друг к другу. Когда есть любовь и теплый дом – нет вокруг ни серости, ни холода.

– Принято считать, что театр кукол – детский, а потому легкий, несерьезный. На самом деле в нем нужно свести в одно целое мастерство художника-кукольника, актера и режиссера. Что, на ваш взгляд, дают «Волшебнику…» новые технологии?

– Кукольный театр – он и взрослый тоже. В пространстве нового спектакля задействованы и люди-актеры, и разноплановые куклы, планшетные, ростовые, гапитно-тростевые. А технические решения и компьютерные эффекты помогают укрупнить, показать выпукло самое важное, например, победу Элли и ее друзей над своими слабостями и сомнениями.

– Анимация «разжевывает» материал. Но полезно ли душе ребенка такое облегчение восприятия? Не правильнее ли заставить ее поработать?

– Скорее это дополнение художественного ряда. Техническая хитрость для быстрой смены декораций, чтобы спектакль был динамичным, современным. Оглянитесь, темп жизни очень возрос. Не правильно это – давать детям смотреть только мультики нашего детства, старые и добрые. Ребятишки хорошо ориентируются в быстро меняющемся мире, компьютерная графика спектакля лишь способ погружения в заданную атмосферу.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж