Сила тока и сила счастья
16:12, 19 августа 2014г, Общество 2348
Мультимедийная история о 10-летнем изобретателе-конструкторе, белых носках и «умном классе».
Ясный мой свет
Барнаульца Сашу Савина не вытащишь летом во двор, не заставишь играть в футбол или лазать по канату (в его комнате есть спортивный уголок). Он копается в микросхемах и датчиках.
В четыре года он не играл в машинки, а оплел квартиру проводами и разобрал все игрушки. Из принесенного Дедом Морозом электронного конструктора собирал мигалки и вентиляторы.
А в десять лет, в третьем классе, создал вполне оригинальный прибор «Светконтроль». Мальчик обратил внимание на жалобы одноклассников, что устают глаза после уроков, а учителя все чаще делают детям замечания, что они на занятиях мало активны и «спят». Саша стал искать причины: провел анкетирование среди ребят. Те подтвердили, что света им мало и у многих в классе устают глаза в течение дня.
Тогда он решил проверить уровень освещенности с помощью люксметра – цветы же чахнут без света, может, и дети «чахнут». Так Саша вышел на целое исследование - «Влияние освещенности на работоспособность учащихся».
Оказалось, что в их кабинете уровень освещенности гораздо ниже норм, положенных по СанПин для школ. А тестирование ребят на «устойчивость ясного видения» показало, что острота зрения при том свете, который есть в классе, значительно снижается уже после первого урока.
«Мы вымыли все рассеиватели со светильников, заменили неисправные и старые лампы, переставили парты, так чтобы свет лучше падал – и добились улучшения уровня освещенности от 20 до 46%, - говорит Татьяна, Сашина мама.
Как работает «Светконтроль»? При снижении уровня освещенности ниже 300 люкс прибор подает сигнал - мерцает ярко красная лампа-строб. Прибор постоял в классе, а потом его забрали на выставку. Удивительно, но прибором не заинтересовались ни в других школах Барнаула, ни даже в родной 113-й. А ведь в других классах, уверен Саша, уровень освещенности еще ниже. Стоит прибор, в сущности, копейки, особенно в сравнении со здоровьем детей.
Носок – находка для исследователя
А еще они с мамой ставили эксперимент – изучали уровень загрязненности от автомобильных выхлопов. «Мы ходили по городу, надевали на выхлопные трубы машин белые носки, - рассказывает Саша. - И просили водителей на минутку завести двигатель. А потом смотрели, много грязи или нет».
Начали с проверки машин знакомых. Ездили на автобарахолку. Заводили им Камазы, автобусы, грузовики, даже полицейские УАЗы. 53 машины. 53 белых носка.
Все носки потом надели на пластиковые стаканчики и рассортировали по пяти группам. От самой грязной до самой чистой.
- Надо ставить хорошие очистные системы на выхлопных трубах. Новые машины и с меньшим объемом двигателя воздух загрязняют меньше, бензиновые – больше. Катализаторы многие выбрасывают и ездят без них, - говорит мама Татьяна.
«Дополнительно мы использовали и такой метод – взяли лоскутки ткани, мазали их вазелином и развесили их в разных местах Барнаула. И смотрели. Сколько грязи накопилось», - добавил сын.
С итогами этого эксперимента Саша выступил на краевом конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь» и стал лауреатом I-й степени. А еще у юного исследователя висят дипломы за победы и во всероссийских конкурсах.
Мама-менеджер
Впрочем, на конкурсы особо не разъездишься: в прошлом году для поездки в Анапу заняли денег у родни, потом год отдавали. В Анапу Саша как раз и повез рассортированные по степени загрязненности носки. В этом году, на конкурс, увы, не попали.
«Обращались мы к чиновникам, депутатам – везде отказы. Сначала неофициальные, потом – письменные. Стопка писем. Раньше были вежливые отказы, а в этом году одна чиновница позвонила и наорала: мол, нам больным детям не на что помогать – а вы тут лезете со своим здоровым и талантливым!..
Я ему помогаю – купить что-то, сходить с ним, поругаться, если не дают то что нужно. Менеджерские функции выполняю. И помогаю оформлять исследовательские работы – там серъезные требования по оформлению. А уж защищает свои работы он, конечно, сам», - говорит Татьяна.
Мальчик мечтает доделать систему «Умный класс», по аналогии с «Умным домом». Чтобы особая машина могла вести подсчет сдачи тетрадей, считывая штрих-коды на них. А другой прибор будет следить за увлажненностью растений, сигнализируя, когда их нужно поливать.
«Иногда ребята забывают сдавать тетради, и я в том числе, - смеется Саша. - И я придумал – машина же может считывать штрих-коды на тетрадях и даже использовать магнтиную ленту от магнитофона. Пишется предмет и фамилия, кто сдал и кто не сдал. И выработается полезная привычка следить за собой»…
Хочет сделать ветряк, исследовать тему – эффективность использования ветроустановок в Алтайском крае – но знаний пока не хватает. Думает продолжить исследовать качество питьевой воды.
«Его счастье – мое счастье»…
Савин, между прочим, не какой-то там ботан-теоретик: он дома и на даче чинит абсолютно все. Свет провел в кладовку, чтобы бабушке удобно было. Радио собрал.
Переноску (удлинитель электрический) из каких-то проводков, старой розетки и коробки от конфет сделал. «А еще на днях клеммы менял мне в машине, колонка работать перестала. Саша посмотрел, в своих запасах покопался, смотрю - делает что-то в багажнике - клеммы поменял, подключил - работает. ездим с музыкой!», - смеется мама.
А мы уже говорим с ним о макетках, катодах и диодах, бесспаечных платах и катушках Тесла. Она создает силовое поле. Даже воздух, оказывается, можно сделать хорошим проводником – она создает мощное напряжение.
- Не для квартиры эта катушка, конечно, - говорит мама.
- У нас будет маленькая, для опытов и развлечений, - добавил сын.
Прощаясь, говорю спасибо маме за сына. Она, его единомышленник и друг, понимает, что дело не только и не столько в радиоделе, и даже не в количестве дипломов и грамот. Это все величины переменные, как переменный ток.
А что постоянно, так это пытливый ум, талант и упорство. А еще – материнская любовь и счастье.
«Смысл моей жизни – дети, я хочу, чтобы они были счастливы, Саша и его младший братик, - призналась Татьяна. – Чтобы Саша увлеченно занимался любимым делом и добился в нем успехов. Его счастье – это и мое счастье…»
Кстати, маме все ж таки удается вытаскивать сына на улицу: утром и вечером - на пробежку.