«Салам Масква»: Первый канал назначал показ в сети криминального сериала Павла Бардина о мигрантах

20:00, 15 июля 2016г, Культура 1717


«Салам Масква»: Первый канал назначал показ в сети криминального сериала Павла Бардина о мигрантах Фото №1

Наличие собственного платного онлайн-кинотеатра позволило Первому каналу начать наконец-то – хотя бы в сети – показ сериала Павла Бардина под названием «Салам Масква» (да, в его названии намеренная ошибка). Эпизоды экономно выкладывают по два в неделю, на момент подписания этого номера в печать доступны были первые четыре из шестнадцати.

У сериала долгая и запутанная история: снят он был давно, несколько эпизодов впервые были показаны на кинофестивале в Омске еще в 2013 году. То, что он до сих пор лежал на полке и выходит не на главном телеканале страны, а в Интернете, отчасти объясняется его темой. Но и сам этот факт тоже многое объясняет.

Речь в сериале «Салам Масква» идет о похождениях двух сотрудников «национального» отдела ГУВД – русском капитане Реброве и аварце лейтенанте Маджидове, которые стали напарниками поневоле. Классический голливудский зачин для эталонного бадди-муви (в Америке это целый развитый жанр, в котором два профессионала, абсолютно разных по характеру и социальному опыту, становятся отличной командой) в сериале Бардина выливается в удивительную жанровую смесь.

В ней соединяются неполиткорректный анекдот про этнические меньшинства, чернушность криминального репортажа, трагифарс – и неожиданно бодрая приключенческая комедия о дружбе народов. Причем границы жанров настолько размыты, что и сама постоянная смена регистров порождает дополнительный комический эффект, ну и добавляет сериалу Бардина какого-то житейского правдоподобия. За правдоподобие также отвечает огромное количество лиц нетитульной национальности в главных ролях и эпизодах (на российском телевидении такое сейчас совершенно непредставимо), остроумные диалоги едва ли не на всех языках бывшего СССР (с русскими субтитрами) и, несомненно, работа художников, создавших настолько убедительный вещественный мир, что «картинка» кажется документальной. Тут и обшарпанные общаги, населенные выходцами из бывших советских республик, и мрачные задворки московских окраин, и изнанка вещевых рынков. Прибавьте к этому светофильтры, придающие изображению депрессивный желтоватый оттенок – и можно подумать, что смотреть такое по доброй воле невозможно. На самом деле, если судить по первым эпизодам, это неожиданно стройное и увлекательное действо, в котором смешного все-таки больше, чем страшного.

С Рустамом Маджидовым (актер Али Алиев) мы знакомимся на горной дороге в Дагестане, где он вместе с каким-то бандитом расстреливает машину чиновника с семьей – эту сцену, кстати, объяснят благоприятным для героя образом только во второй серии, до этого зритель будет уверен, что у скромного обаятельного лейтенанта темное прошлое. Ну а с капитаном Ребровым (его играет Александр Голубков) все становится ясно вообще с первого появления в кадре: пьющий и хамоватый разгильдяй, уволенный из органов и работаюший охранником. Впрочем, и это впечатление обманчиво: несколько лет назад убили его беременную жену, и талантливый опер покатился по наклонной. Но когда в Москве объявляется предполагаемый убийца – киллер Арслан – о Реброве вспоминает усталый начальник нового отдела ГУВД, временно базирующегося в здании бывшего детского сада. К этому моменту там уже работают Рустам, «старая еврейская женщина» системный аналитик, обаятельный шутник-армянин. Разумеется, ксенофоб Ребров назовет это место «зверинцем», хотя к концу первой серии у зрителей появляется робкая надежда на его постепенное исправление. Кроме того, в первом эпизоде мы знакомимся с молодым копирайтером Гулей (Саера Сафари), которая приехала вызволять из СИЗО брата-придурка и поселилась в жутковатой общаге, где уже обитают две циничные проститутки.

Кинокритики азартно перечисляют многочисленные проблемы, затронутые сериалом: ксенофобия, коррупция в правоохранительных органах, сложное переплетение клановых и национальных интересов и прочие «серые зоны», не охваченные ни современным российским кино, ни телевидением. Но те, кому удалось посмотреть все эпизоды, отмечают также жизнеутверждающий пафос и оптимизм творения Бардина. Сам режиссер в недавнем интервью сказал: «Базовые ценности у людей, которые не занимаются идеологией или политикой, одинаковые: близких надо любить и уважать, насилие – плохо, мир – хорошо, давайте жить вместе дружно. И таких людей большинство».

Фоторепортаж