Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета»

08:14, 14 июля 2024г, Культура 325


Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Фото №1
Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Фото №2
Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Фото №3
Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Фото №4
Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Миниатюра №5
Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Миниатюра №5
Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Миниатюра №5
Как в Алтайском крае проходил фестиваль-конкурс композиторов «Песни иткульского лета» Миниатюра №5

Фото Евгений НАЛИМОВ

Он прошел под открытым небом на берегу живописного озера Уткуль на границе Троицкого и Зонального районов. 

В юбилейный, 25-й, год организаторы выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив в размере 3 млн рублей и собрали сотню участников из 15 регионов страны (это рекорд!), которые с 4 по 8 июля представляли свое творчество в пяти основных и дополнительных номинациях. Но главное неизменно: атмосфера дружеской поддержки и творческой свободы, о которой нам говорили все без исключения.

Братство композиторов

«Я – поющий поэт, приезжаю сюда уже третий год. В 2022-м очаровалась этим удивительным фестивалем и теперь стараюсь не пропускать», – рассказывает Татьяна Верхоланцева из Новоалтайска.

На свои стихи она сама пишет музыку, точнее, «стихи как-то сами поются», по ее словам. Когда-то давно ей посоветовали напевать их на любой существующий мотив, чтобы проверить ритмический рисунок, и это привело к тому, что у нее стали рождаться собственные мелодии. Впрочем, и другие композиторы часто обращаются к ее творчеству. Один из соавторов Татьяны Верхоланцевой – опытный барнаульский музыкант Сергей Мышкин – тоже не так давно начал ездить на озеро Уткуль и признается:

– Мне этот фестиваль дает новые силы. Здесь нет зависти, все друг другу рады. Это, можно сказать, братство композиторов. Хотя, казалось бы, все люди творческие и должны быть индивидуалистами – а тут так радуются чужим 
успехам!

Для самой Татьяны особую ценность в обширной программе смотра представлял мастер-класс министра культуры края и члена фестивального жюри Елены Безруковой, на котором она предстала в своей творческой ипостаси – как поэт.

– Елена Евгеньевна рассказывала о сюжетных линиях, композиционном решении и вообще о том, как должен выглядеть песенный текст. Здесь же собираются самодеятельные авторы, для всех это было очень полезно. Еще она говорила, что любое произведение ценно, когда в нем проявлен автор, только это может зацепить. Елену Евгеньевну спрашивали о том, как композитору договориться с поэтом, о нейросетях, а она показывала на примере творчества Роберта Рождественского, как создаются песни.

Некоторые конкурсанты прибыли издалека – как поэтесса Елена Молчанова из Всеволожского района Ленинградской области. Об алтайском фестивале она узнала, познакомившись на сайте песенников с композитором из Барнаула. Кроме того, в этом году в конкурсе и жюри участвовали авторы из Московской, Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областей, Приморского и Красноярского краев, Республики Алтай, Чувашии и Башкортостана.

Уникальная история

Директор фестиваля Анна Лакиза говорит, что только конкурсантов – самодеятельных композиторов, бардов и поэтов-песенников – в этом году была сотня. А вообще на озере Уткуль в июльские дни собралось около 300 человек.
В том числе 50 участников народного ансамбля песни и танца «Метелица», в очередной раз приехавших из Красноярска, чтобы выступать под открытым небом в гостевом формате. Все они заняли пять баз отдыха на берегу и с утра до ночи участвовали в ретродискотеках, «свободном микрофоне», джем-сейшенах, выездах в соседние села с концертами и даже празднике Ивана Купалы. Некоторые признавались, что толком не успевали искупаться в озере.

Среди участников невозможно было не заметить Маргариту из села Сростки, выступающую под псевдонимом Зареница и приехавшую с 10-месячным сыном Светозаром. «Он любит людей, всем улыбается и идет на руки, – отвечает она на вопрос, не трудно ли с малышом на празднике музыки. – А я на этом фестивале показываю две эстрадные песни и романс.
У меня все творчество в основном о Руси-матушке, о природе, любви, о наших предках. Наверное, какие-то корни просыпаются – мне и старинные русские инструменты интересны. В следующий раз, возможно, с гуслями приеду».

В жюри в этом году впервые участвовал представитель Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова – заведующий отделом музыкального искусства, член правления Московского му­зыкального общества и президиума Всероссийского хорового общества Анатолий Цеп. И он утверждает, что другого такого фестиваля композиторов в России нет:

– Существуют песенные конкурсы, но так, чтобы была еще и творческая лаборатория, направленная на помощь авторам, – это уникальная история на алтайской земле. И этот тандем любителя и профессионала дает очень хорошие результаты.

О результатах с гордостью рассказывает и автор идеи фестиваля Олег Марков – композитор и начальник отдела по культуре администрации Зонального района: «Вот Алёна Спирина у нас на фестивале четвертый год. Человек не знал нотной грамоты, музыкальной формы, но в содружестве с мос­ковским поэтом Каликиным пишет песню – и становится лауреатом Всероссийского конкурса «Песни нашего полка». Это о чем-то ведь говорит?»

Найти свою ноту

В этом году конкурсантов также оценивали эстрадная вокалистка и член Союза композиторов Кузбасса Елизавета Бойцова, кандидат искусствоведения композитор Александр Гилёв из Москвы, руководитель красноярского ансамбля «Метелица» Сергей Савоськин, известный российский поэт Сергей Саунин (автор песен из репертуара Людмилы Гурченко, Авраама Руссо, Александра Серова и Жасмин).

Александр Гилёв считает, что огромная часть успеха фестиваля – его «закулисье» в кругу единомышленников: «Это такая потрясающая музыкальная и человеческая атмосфера, которой крупные союзы московских, питерских композиторов лишены. Там много академизма, а он мешает и сдерживает. Здесь люди совершенно реальны, и когда вечером баян путешествует по рукам музыкантов... Это даже круче, чем пионерский лагерь, здесь люди могут попасть в какое-то другое состояние, которое обязательно проявит себя в творчестве».

Своей профессиональной задачей Гилёв видит помощь в поисках возможных творчес­ких решений. В песне, как самом распространенном жанре, не избежать банальностей. Многие авторы копируют то, что было до них, и «найти свою ноту» непросто. В пример он неожиданно приводит штаб-трубача Василия Агапкина, написа­вшего в 1912 году «Прощание славянки»:

– Уже 100 лет живет этот марш, но я понимаю, что профессионалу написать подобную музыку не удастся, он слишком нагружен академизмом и знанием. Создать симфонию или концерт на самом деле не так сложно, как найти свой мотив в песне.

Гран-при фестиваля завоевал барнаульский композитор Игорь Пергаев. Дипломы лауреатов были вручены в номинациях «Романс», «Народная песня», «Эстрадное исполнительство» и двух дополнительных конкурсах – юбилейном и патрио­тическом.

Новости партнеров
Фоторепортаж