Летний мотив: в Барнауле открылась выставка художественной керамики

09:43, 14 июля 2024г, Культура 406


Летний мотив: в Барнауле открылась выставка художественной керамики Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка художественной керамики со всей Сибири проходит в эти дни в барнаульском музее «Город».

Выставочный зал на втором этаже вместил более 50 произведений – сосудов, декоративных блюд, панно и скульптур, выполненных во всевозможных керамических техниках и условно объединенных темой «Аромат лета». Авторы – члены сибирского отделения Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, инициатор выставки – известная художница и народный мастер Алтайского края. Зинаида Корчагина – вдохновитель многочисленных симпозиумов по керамике и горячей эмали.

О глине и метафорах

Своих первых зрителей сотрудники музея «Город» предупреждали, что искусство керамики полно метафор, и, когда видишь работу, а потом читаешь на этикетке ее название, часто возникает некий резонанс. Тем более что в музейном зале собралось удивительное богатство форм, пластики и образов. Корреспонденты «АП» услышали, как две зрительницы расшифровывали смысл минималистичного триптиха Алёны Синюты из Новосибирска «На море эха не бывает»: «Это, наверное, лодочки и рыбацкие сети».

«Здесь представлены работы Юрия Буренкова из Омска в технике ручной лепки, роспись глазурями и дровяной обжиг. Он доступен не каждому мастеру, а главное, его результат всегда непредсказуем и двух одинаковых по эффектам изделий не получится» – обо всех авторах и работах керамист Зинаида Корчагина рассказала в формате быстрой кураторской экскурсии.

Например, народный мастер Алтайского края, известный гончар Михаил Бывших представил две скульптуры, посвященные мужскому и женскому началам, полностью сделанные на гончарном круге, а также серию стильных ваз «Летний дождь». Новосибирский автор Ксения Костина в технике ручного формования из пласта и жгутов создала загадочную работу «Корни», состоящую из семи предметов. А Анна Сушарина решила, что ее панно «Луч солнца золотого» должно буквально светиться, и это теплое электрическое свечение пробивается сквозь керамические мхи и лишайники, расписанные в сдержанной «северной» цветовой гамме.

По словам Зинаиды, с точки зрения керамических техник барнаульская выставка вполне репрезентативна: тут и гончарное, и ручное формование, формование из пласта и жгута, отминка в форму, нет разве что примеров литья. В техниках росписи «ассортимент» чуть меньше – в основном глазури и сграффито с ангобами (роспись цветной глиной).

По древним рецептам

Гончар Александр Варламов из города Асино Томской области работает над большой серией под названием «Основа», в которой обратился к древнейшей керамической технике – формованию из жгутов.

– Берется глина, раскатывается колбаской и как бы наматывается, накладывается ряд за рядом на маленький «блинчик», – по-простому объясняет он технологию создания нарочито шершавых приземистых ваз и декоративного блюда. – У нас в Томской области есть село Подгорное, где археологи нашли древние артефакты бронзового литья кулайской культуры, настоящее место силы. Меня туда пригласили на творческую резиденцию как гончара, а я там понял, что не хочу гончарить, буду осваивать жгутовую технику.

Художник говорит, что, когда начал работать над серией, представлял себе древнюю женщину, которая сидит на берегу и раскатывает глину, потому что ей нужна посуда, что-то для хранения зерна, и она просто лепит нечто функциональное. При этом в росписи Александр использовал затейливые традиционные орнаменты финно-угорских народов, которые встречаются в шитье и предметах из бересты.

Собрались почудить

Кстати, на торжественном открытии выставки Зинаида Корчагина вручила членские билеты Александру Варламову и барнаульской керамистке Анжелике Кононенко как новым участникам Творческого союза художников ДПИ. Союз был создан в Москве в 2004-м. Его представителем Зинаида Корчагина стала в 2017-м, и сегодня в нем состоит два десятка художников из разных городов сибирского региона.

Сама Зинаида изначально алтайский керамист и народный мастер, некогда проводила пленэры «Фарфоровая сказка Алтая» и выставки в Художественном музее края. Сейчас ее большая мастерская находится в Ташаре Новосибирской области, она участвует в фестивале народных ремесел «Праздник топора» в Томске.

– Складывается ощущение, что меня много и я везде, – смеется художница. – Но основная моя мастерская сейчас в Ташаре, и туда ко мне в гости приезжают художники из других регионов, чтобы создавать большие работы, потому что там для этого есть подходящие печи.

Результат таких визитов – коллективная серия «Цветы под снегом» на выставочном подиуме. Пять сложносоставных больших скульптур, созданных за пять дней в гостях у Зинаиды, у каждой свой автор, среди них – Анжелика Кононенко, которой в экспозиции принадлежит еще семь работ, расписанных пышными цветами.

– Скульптура для меня вообще как наркотик, хотя, к сожалению, нечасто получается ею заниматься, – признается Анжелика. – В тот раз мы собрались у Зинаиды такой шайкой художников, чтобы почудить. Зинаида очень интересный технолог, она мне показывала новые массы и краски. А когда есть возможность научиться чему-то новому, в чем-то вырасти, у любого керамиста загораются глаза.

Выставка «Аромат лета» работает до 18 августа по адресу: ул. Л. Толстого, 24.

Новости партнеров
Фоторепортаж