Как в Барнауле проходил молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина

16:19, 01 октября 2018г, Культура 1764


Как в Барнауле проходил молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

30 сентября в Барнауле завершился III Всероссийский молодежный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина. Для зрителей он «ограничивался» большой и разнообразной афишей, в которую вошли 12 конкурсных постановок и два гостевых спектакля. Но для профессионалов театрального дела программа куда насыщеннее. Во-первых, каждый спектакль на следующее утро подробно разбирает компетентное жюри. А во-вторых, на базе Молодежного театра Алтая проходят мастер-классы для артистов, завлитов и театральных менеджеров. И, конечно, не обходится без актерских капустников.

Разбор полётов

По сложившейся традиции на Золотухинском фестивале спектакли обсуждают жестко и без обиняков, хотя и с вежливыми оговорками, что все сказанное – не более чем частное мнение критиков. Кстати, у представителей театра есть возможность объяснить свои решения, и зачастую главные вопросы – выбор конкретного материала и понимание жанра. Но даже самый суровый разбор обычно принимается с благодарностью – столь высок статус судей.

«Вы же понимаете, что наше мнение – это наше мнение и никто никого не переубедит, это нормально – так обратилась к представителям театров председатель жюри Марина Корчак, сотрудник Центрального аппарата Союза театральных деятелей России. – Просто мы немного больше читали, видели, думали и анализировали, этого требует наша профессия. И мне бы не хотелось, чтобы здесь возникло ощущение соревновательности, все равно у всех свои пристрастия».

Марина Корчак подчеркивает, что для нее наш фестиваль прежде всего праздник. «Ты приезжаешь в Барнаул и можешь увидеть театры из Архангельска, как на прошлом фестивале, или Петрозаводска, Альметьевска, города Мирного, это большое счастье! Я, например, была в Петрозаводске много лет назад и хотела бы поехать снова, но не складывается. А сейчас вижу спектакль оттуда в Барнауле».

Основы мастерства

По словам члена жюри, московского критика и историка театра Елены Стрельцовой, фестиваль, кроме прочего, позволяет обозначить важную современную проблему с качеством режиссуры:

– Профессия режиссера стала массовой и потому усредненной. Режиссерам кажется, что они открывают что-то новое в своих работах, а на самом деле используют штампы. Мне кажется, полезно об этом говорить. На фестивале есть очень интересные актерские работы. А вот с режиссурой – проблемы.

Доцент кафедры сценической речи ГИТИСа и преподаватель ВГИКа Ирина Автушенко приехала в Барнауле в двух ипостасях: как член жюри она разбирает спектакли с точки зрения того, «как они звучат». А как специалист, владеющий современными методиками, успела провести весьма востребованный мастер-класс по сценической речи, собравший более 60 артистов.

– Дело в том, что всякому актеру нужен постоянный тренинг, как музыканту – играть гаммы, а балетному артисту – заниматься у станка, – объяснила нам Ирина Автушенко. – Я вам больше скажу, когда закрыли театр Таирова и великая Алиса Коонен перестала выходить на сцену, каждый ее день все равно начинался с тренинга по речи, вокалу и танцу. Она не позволяла себе выходить из состояния профессиональной подготовленности.

Судя по отзывам самих артистов, занятие Ирины Автушенко помогло им услышать собственный организм со стороны и понять, насколько он готов к сценическим нагрузкам.

– Знаете, не у всех актеров хорошая школа. Театры в небольших города иногда просто набирают талантливых ребят и обучают их сами. Но недостаток азов будет сказываться в любом возрасте. В то же время, если режиссер способен создавать звуковую партитуру, найти голосовые нюансы – это такое мощное выразительное средство!

«Слишком хорошая память»

Одним из зрительских событий фестиваля стал спектакль Кемеровского театра для детей и молодежи «Electre / Электра», поставленный режиссером Ириной Латынниковой по модернистской пьесе Жана Жироду. Постановку сыграли на сцене краевого театра драмы им. В.М. Шукшина при обычном для Золотухинского фестиваля аншлаге.

Электра, одна из любимых героинь древнегреческой трагедии, в кемеровском спектакле становится обычной современной девушкой, которая буквально помешалась на нарочно «забытых» тайнах прошлого своей семьи. Светя лампой в лицо своей вероломной матери (по пьесе – царице Клитемнестре, а в спектакле скорее крупной чиновнице в исполнении фантастической актрисы Вероники Киселевой), она допрашивает ее об обстоятельствах гибели собственного отца. Любовник матери и регент условного города Аргоса по имени Эгист носит стандартный костюм чиновника и не устает напоминать жителям: пока он с ними, все будет хорошо.

Яркий спектакль, в котором нашлось место эстрадному номеру, допросу с пристрастием, фламенко, моргу и канистре с чем-то явно горючим, мгновенно нашел дорогу к зрительским сердцам. Сравнительной молодой зал, в котором оказалось много старшеклассников и студентов, всю первую половину спектакля веселился над репликами, а во второй настороженно ждал роковой развязки. Фестивальный зритель вообще невероятно благодарный, во многом потому, что в зале всегда присутствует много артистов из других театров-участников.

Фоторепортаж