Как сблизить школу и театр

17:15, 06 мая 2015г, Культура 1968


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В МТА прошли мастер-классы Ольги Андрейкиной по театральной педагогике, собравшие учителей, воспитателей детских садов, преподавателей колледжей и дополнительного образования и психологов.

По словам Ольги Вячеславовны, главная цель театральной педагогики в России – сблизить школу и театр и научить детей смотреть и анализировать спектакли. Впрочем, попутно она решает и более насущные проблемы, выходящие далеко за рамки чистого искусства.

Ольга Андрейкина – кандидат искусствоведения, окончила РАТИ (ГИТИС). 13 лет работала завлитом Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Она организовала в театре интерактивные экскурсии для детей и взрослых и занятия по театральной педагогике. Посещала мастер-класс театрального педагога Манон Ван дер Вотер (США). Является автором-составителем игрового методического пособия по тренингу «Театральная педагогика» в Институте театра. Молодежный театр Алтая пригласил ее в рамках проекта «Театральная педагогика в МТА», который победил в конкурсе на получение губернаторского гранта в сфере культуры.

Игра – спасение от скуки

Проект этот – отголосок осеннего Молодежного театрального фестиваля им. В.С. Золотухина, на который была приглашена с мастер-классом известный критик Елена Ковальская из Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва). Она-то и рассказала в Барнауле о том, какую пользу может принести театральная педагогика, которая во многих европейских странах прочно заняла важное место в системе школьного образования и воспитания. Директор МТА Ирина Лысковец рассказывает:

– Школы театральной педагогики уже существуют в БДТ, РАМТ, Вахтанговском театре, у наших коллег из Красноярского и Томского ТЮЗов. Для Молодежного театра это актуальная проблема: не секрет, что учителя, приводя к нам классы, зачастую сами сидят в фойе, а дети оказываются брошены на наших тетушек-билетеров, не смотрят на сцену, не уважают труд артистов. И когда мы общались с Ольгой Андрейкиной, она сказала, что в Москве происходит то же самое!

Итак, зачем нужна театральная педагогика? В Германии, например, ей обучают в вузах. Специалисты устраиваются в школу, где с помощью художественно-эстетической практики решают проблемы внутри класса (межрасовые, межнациональные взаимоотношения, агрессия и травля). Естественно, театральная педагогика формирует и знания в области культуры.

В России, по словам Ольги Андрейкиной, существует сильная школа, направленная на театрализацию урока, который выстраивается по законам драматургии. Однако Ольга Вячеславовна с коллегами пытается объединить школу и театр, «притянуть их друг к другу», поскольку зачастую школьные классы на спектакле становятся настоящим бедствием для театра: дети сосредоточены на гаджетах и не готовы сопереживать постановке.

– Единственный способ спастись от скуки – играть, без игры ребенок просто не развивается, – говорит Ольга Андрейкина. – А театр и есть пространство игры: когда чужой человек на сцене изображает несуществующего персонажа – мадам Бовари или Манон Леско, а ты сидишь и переживаешь за нее. И театральный педагог помогает раскрыть в детях этот игровой потенциал. Мы можем научить их общаться между собой, формировать собственное мнение, которого у них в других местах зачастую и не спрашивают.

Кроме того, театральная педагогика позволяет ребенку раскрыть глаза на декорации, свет, звук. Часто впечатления о спектакле слипаются в один ком, без подготовки ребенок не в состоянии разобраться, что ему понравилось, а что нет. В процессе оценки спектакля ребенок формирует свою эстетическую модель мира, так что роль театральной педагогики сложно переоценить.

– Часто учителя ищут спектакль, который был бы похож на произведение из школьной программы, – продолжает Ольга Андрейкина. – Но театр не обязан быть похож на пьесу, это разные вещи! Если вы проходите «Повести Белкина», а потом идете на одноименный спектакль, он совершенно не должен быть иллюстрацией к произведениям Пушкина. Сейчас обсуждается, имеет ли режиссер право на интерпретацию классического произведения, но дело в том, что пьесы пишутся, чтобы их интерпретировать, иначе зачем театр?

Театр как решение

Светлана Немирова, учитель начальных классов новоалтайского лицея № 8, рассказала «АП», что на мастер-класс ее привели любовь к театру и желание помочь детям глубже понимать постановки. «Если честно, я надеюсь почерпнуть что-то ценное не только для учеников, но и для себя тоже. Я ведь и сама порой чего-то не понимаю на спектаклях. Наши ученики ходят в театр и другие учреждения культуры не реже чем раз в месяц, так что уже в 6-7 лет они прекрасно понимают, куда пришли и как тут себя вести», – говорит учитель.

С коллегой согласна Елена Калетина, педагог барнаульской гимназии № 42:

– На мастер-классах я надеюсь узнать новые актерские тренинги. Я веду в начальных классах уроки «Мир театра», наша школа может себе позволить такой предмет. Дети ходят в театры и на концерты не реже одного раза в месяц, ну а я занимаюсь с ними настоящим творчеством, мы делаем полноценные спектакли. И я замечаю, что наши ученики уже во втором-третьем классах отличаются тем, что говорят более свободно, без стеснения отвечают на уроках.

Кстати, пятидневные тренинги Ольги Андрейкиной собрали не только учителей, но и актеров Молодежного театра (их интересовало, как юные зрители воспринимают спектакли), психологов, педагогов учреждений начального профессионального образования. Участники мастер-класса оказались на месте своих воспитанников: они прошли ряд тренингов, учились анализировать и обсуждать постановки. В рамках проекта состоялось и показательное обсуждение спектакля МТА «Шинель» старшеклассниками.

– Участвовать в интерактивных занятиях было не сложно – это моя стихия, я себя чувствую несостоявшейся актрисой, – призналась позже Жанна Львова, психолог краевой общественной организации «Доброе сердце», сотрудникам театра. – Я с удивлением обнаружила, что театр заинтересован в обратной связи. Мастер-класс сочетал отличный формат общения и прекрасную организацию.

На вопрос, решаются ли приемами театральной педагогики другие воспитательные задачи, Ольга Андрейкина сказала нам, что это зачастую происходит само собой во время обсуждения с детьми спектакля:

– Мы не касаемся таких специфических вещей, как, например, травля одноклассниками, для этого все-таки нужно психологическое образование. Но театр способен развивать эмпатию – способность сопереживать, когда ребенок осознает, что другие люди тоже что-то чувствуют. Выбор темы для обсуждения – задача учителя. Он знает своих детей, видит, что происходит внутри класса, и может выбрать именно тот спектакль, который позволит «вскрыть нарыв», или просто проговорить сложившуюся ситуацию. Так что можно сказать, что театральная педагогика в любом случае решает и психологические проблемы.

Фоторепортаж