Чем интересен спектакль «Титов. Долгое ожидание» Алтайского театра драмы

17:45, 16 мая 2024г, Культура 2002


Фото предоставлено Алтайским краевым театром драмы
Фото предоставлено Алтайским краевым театром драмы

Документальный спектакль «Титов. Долгое ожидание» в краевом театре драмы посвящен первому длительному космическому полету, который совершил наш земляк, но поставлен при этом на небольшой экспериментальной сцене.

Впрочем, над этим парадоксом зритель едва ли будет долго раздумывать: пространства земное и космическое врываются на эту площадку множеством узнаваемых звуков, но главное измерение в нем – человеческое, личное и семейное.

Секреты перевоплощения

Режиссер-постановщик Дмитрий Огородников (знакомый барнаульцам по «Дням нашей жизни» и «Делу Кречинского») – в полном смысле автор спектакля: и его литературной основы, и невероятно важного здесь видеооформления. За документальными материалами он еще весной 2023-го ездил в Мемориальный музей Германа Титова в селе Полковниково. Там же, в Доме культуры села, прошла и премьера спектакля в День космонавтики – 12 апреля.

Автор сценического пространства и кос­тюмов Ульяна Глумова придумала простой помост под мрамор, на котором несколько стульев и табуретов, радиоприемник, выразительный черный ретротелефон. Справа столик с женским париком, ниткой жемчуга и другими мелочами, которые позволяют артистам в безликих темных костюмах (рубашка-брюки) мгновенно перевоплощаться в своих персонажей.

Дело в том, что за шестеркой актеров роли не закреплены, хотя спектакль называют ансамблевым. Скажем, в одной сцене Артём Казаков превращается в отца космонавта – удивительного сельского учителя Степана Павловича Титова, а в другой становится уже самим Германом. И может показаться, что ему, а также Даниле Никонорову или Ивану Молодову, чтобы стать героическими летчиками, достаточно просто накинуть на плечи китель с погонами.

В самый первый раз эта метаморфоза даже немного пугает: вот на мультимедийном экране крупное черно-белое фото пожилого сельского интеллигента Степана Титова – и очень молодой актер Казаков перевоплощается в него физически убедительно. Он только что узнал от журналистов о том, что сын прямо сейчас на орбите, и буквально оцепенел, но быстро берет себя в руки и говорит все, что подобает сказать в такой ситуации советскому человеку. А в другой сцене тот же Казаков становится вальяжным американским тележурналистом, беседующим через переводчика с новоиспеченным советским героем.

В ожидании вестей

Столь же непринужденно, буквально застегнув на шее жемчужное ожерелье, Татьяна Гуртякова перевоплощаются в жену Титова Тамару. А Татьяна Данильченко (у нее, чтобы отметить этот переход, есть невинный кружевной воротничок) – в сестру героя, или влюбленную в него одноклассницу, или в журналистку, которая спросит, мечтал ли он стать летчиком, – а он не мечтал.

«Долгое ожидание» из названия для самого Титова – это жесткий отбор среди лучших летчиков страны, а затем мучительная, физически и морально изматывающая подготовка к рискованному полету в полную неизвестность, воссозданная по его письмам к жене (это ведь он мог стать первым в космосе, но стал Гагарин). А для близких на земле это томительное ожидание добрых вестей, и его сутки на орбите для них растягиваются до бесконечности, тем более что на простую сельскую семью теперь направлены взгляды всей страны.

События 63-летней давности Дмитрий Огородников реконструирует именно через свидетельства самых близких. Общественное и государственное врывается в это пространство требовательными звонками по черному телефону: страна грезит прогрессом, и ей позарез нужны герои.

Новости партнеров
Фоторепортаж