Если приложить руки и голову,

выращивание мясного скота будет прибыльным

00:00, 14 октября 2011г, Экономика 3890


Если приложить руки и голову, Фото №1

Согласно статистике каждый россиянин в прошлом году потребил в среднем около 16 килограммов говядины, а еще десять лет назад – 29 килограммов на человека. Розничные продажи мяса крупного рогатого скота в России демонстрируют отрицательную динамику на протяжении последних пяти лет, пишет газета «Ведомости». Между тем в Алтайском крае производство говядины с 2006 года неуклонно растет. Какие факторы этому способствуют? На этот и другие вопросы «АП» ответил Михаил Чмырёв, замначальника по животноводству Главного управления сельского хозяйства края.

Причины падения

- Михаил Анатольевич, почему, на ваш взгляд, в стране все меньше выращивают крупнорогатого скота на мясо?

- Традиционно в России производство говядины базировалось на молочном и молочно-мясном поголовье. Когда среднегодовые надои были по 2000 кг на корову, чтобы обеспечить население молочной продукцией, приходилось иметь большое стадо. Рождающиеся от коров телочки шли на ремонт молочного стада, а бычки – на откорм и последующий забой. При таком раскладе мяса хватало. В смутные девяностые годы, когда закончилась плановая экономика и начался развал хозяйств, селяне стали искать пути выживания. Фермеры предпочитали заниматься растениеводством, поголовье коров сократилось втрое. Соответственно сократилось количество бычков. В стране возник дефицит говядины.

Алтайский край не был исключением. При советской власти в регионе к 1991 году поголовье коров достигло 10 тысяч. Но потом, пользуясь тяжелым финансовым положением сельхозпредприятий, мясокомбинаты давали одинаковую цену и за старую молочную корову, и за молодого бычка герефорда. Тем самым у крестьян были подорваны стимулы развивать мясное скотоводство. Мясное поголовье сократилось к 2000 году до 2700 голов.

В свое время в странах с ныне развитым животноводством производство говядины так же, как и в Советском Союзе, велось по экстенсивному пути. Но с ростом продуктивности фермер стал задумываться: «Зачем держать сто коров, когда это же количество молока можно получить от 50 животных, если их лучше кормить и заниматься селекцией?»

Молочных коров не отбирают на скороспелость, структуру мяса, его вкусовые качества. Это скорее биоцех по производству молока.

В странах, где надои на корову от 8 тысяч литров, относительно небольшое молочное поголовье, полностью обеспечивающее население молоком. Для восполнения дефицита говядины там пошли по пути создания специализированного мясного скотоводства. Например, во Франции на одну молочную корову приходится четыре мясные. Российским животноводам следует перенять этот опыт, ведь в стране огромное количество пустующих пастбищ.

Где зооинженер на месте, там и привесы

- Приходилось слышать мнение селян: разводить скот на мясо – дело невыгодное, так ли это?

- Для прибыльного товарного производства надо иметь среднесуточные привесы КРС не ниже 700 граммов, а сегодня они в среднем и по стране, и по краю на уровне 450 граммов. Небольшая продуктивность в личных подворьях объясняется тем, что владельцы ЛПХ не знают технологии выращивания мясного скота, а в коллективных хозяйствах – непрофессионализмом специалистов или нежеланием работать. В результате говядина оказывается нерентабельной. Но там, где зооинженер на месте, привесы нормальные. В специализированных хозяйствах края, где содержится скот мясных пород, животные прибавляют в среднем по 800 граммов в день, а лучшие отечественные и иностранные предприятия имеют привесы 1-1,4 кг и более. При таких показателях рентабельность производства достигает 50 %.

Конечно, развивать мясное животноводство непросто: нужны племенная база, технологии выращивания, кормозаготовительная техника. Это нарабатывается годами труда.

- Но ведь в свиноводстве и птицеводстве прибыльность может быть еще выше?

- Конечно, можно заниматься производством более скороспелого мяса, но наиболее ценным для физиологии человека является именно говядина. Поэтому она должна присутствовать в рационе обязательно. А кроме того, капитальные затраты на строительство птицеводческих и свиноводческих комплексов весьма высоки. Мясной скот в этом плане выгодно отличается по содержанию.

И еще: птица и свиньи в основном потребляют зерновые корма, являясь в этом смысле конкурентами для человека. Рацион же мясного КРС в основном состоит из пастбищной травы, грубых и сочных кормов.

Выращивание кормовых культур гармонизирует структуру севооборота, поскольку они являются отличными предшественниками для зерновых, а значит, повышает их урожайность.

Удачные примеры

- И много сельхозпредпринимателей разделяет вашу точку зрения?

- Судите сами. Два с половиной года назад коров мясных пород разводили в 38 хозяйствах края, сегодня - в 180. Появились руководители, которые осознали, что заниматься мясом выгодно. Надо просто приложить к этому руки и голову. К 2005 году в крае было 5200 мясных коров, на конец 2010 года – 14 900, а сегодня - около 17000.

- Можете привести примеры, когда сельские предприниматели занялись выращиванием мясного скота и не пожалели об этом?

- Пожалуйста. Павел Яковлевич Бейфорт, по образованию зоотехник. В Целинном районе он руководит двумя животноводческими предприятиями - ООО «Вирт» и ООО «Фарм».

В «Вирте» бизнес-модель строится на закупе подращенного молодняка у населения или в других хозяйствах, откорме до 500 кг и последующей реализации на мясокомбинат.

В хозяйстве больше тысячи голов, от которых удается получать среднесуточный привес по 900 граммов и более. Все дело в качественных кормах и сбалансированных рационах. Он построил мини-комбикормовый цех, покупает балансирующие добавки: витамины, минералы. Чего не хватает по норме, добавляют в комбикорм – концентрат.

Чтобы не быть зависимым от поставщиков бычков, Павел Яковлевич решил заняться специализированным мясным скотоводством. Он организовал отдельное предприятие «Фарм». Выкупил старые фермы и начал скупать по краю мясной скот: казахскую белоголовую и герефордов. Эти животные хорошо утилизируют пастбища, неприхотливы к условиям содержания. Сегодня «Фарм» является племрепродуктором по герефордской и казахской белоголовой породам и имеет около 400 коров.

Другой пример – фермер Николай Анатольевич Чернаков из Краснощековского района. В 2004 году купил 70 телок герефордов, сейчас у него 500 коров. В ОАО «Промышленный» Бийского района уже около 400 герефордских коров, и через пять - семь лет там собираются выйти на мясное поголовье 3 тысячи коров.

- Но в животноводстве сразу отдачу не получишь, а между тем нужны средства для приобретения скота, для его выращивания.

- Да, предприниматели, которые инвестируют в мясное животноводство, первые три года не имеют прибыли. И Бейфорт никогда бы им не занялся, не имея около 15 тыс. га земли, не будь у него мощно развитого земледелия и урожайности сахарной свеклы 400 ц/га.

Потребители созрели

- С чем вы связываете интерес алтайских предпринимателей к производству высококачественной говядины?

- Мясопереработчики и рестораторы пересмотрели ценовую политику. Сегодня потребители созрели, чтобы платить за разную по качеству говядину разную цену: одно дело - спина с герефорда для барбекю, другое – обвалка с молочной коровы. По моим сведениям, разница в стоимости доходит до полутора раз.

Реализация мяса идет по всем направлениям: и внутри региона, и за его пределами. Если возникает дефицит, растет цена, у предпринимателей загораются глаза, они начинают вкладывать деньги в развитие мясного животноводства.

- О каком уровне цен идет речь?

- В прошлом году у Чернакова новосибирцы заказали 10 тонн говядины по 240 рублей за килограмм, то есть в живом весе получается по120 рублей. «Промышленный» продает в Новосибирск по 145 рублей в полутушах. Насколько я знаю, «АлтайМясПлем» (Ассоциация мясного скотоводства Алтая), учредителями которой являются три племенных хозяйства края, ведет переговоры о долгосрочном сбыте мяса московским ресторанам по весьма выгодным ценам. В столице наша говядина при дегустации показала очень высокие вкусовые качества.

- Если пошла мода на откорм герефордов, хватает ли мощностей местных хозяйств, чтобы удовлетворить потребности в племенных животных?

- Сейчас хозяйства подали заявки на приобретение более 2000 голов молодняка, а ресурсами краевых племенных хозяйств можно обеспечить только 300-350 голов. Поэтому приходится завозить племенной скот из Оренбургской, Новосибирской, Кемеровской областей. Только в этом году хозяйства края приобрели в Республике Алтай 250 телок мясных пород. Ожидается завоз племенных герефордов и абердин-ангусов из Финляндии.

Подобный ажиотаж на мясной скот поднялся по всей стране, что ведет к росту цен. В Республике Алтай, например, цена на племенных телок подпрыгнула до 300 рублей за килограмм живого веса. А еще весной она была на уровне 200-220 рублей.

Стимулы сверху

- Оказывает ли государство поддержку отрасли?

- Понимая всю важность развития мясного животноводства, Правительство РФ приняло отраслевую программу развития мясного скотоводства в России на 2009–2012 годы. Аналогичная программа внедрена и на уровне региона. Она предусматривает всевозможные стимулы для тех, кто решил заняться производством высококачественной говядины.

Деньги по итогам года выделяются на техническое перевооружение (36 % стоимости техники в 2009 году, 38 % - в 2010 году), на субсидирование части затрат на корову с теленком (около 7 тыс. руб. при средних издержках 12-14 тысяч).

Важно стимулировать воспроизводство стада, потому что если получается меньше 80 телят на 100 коров, то содержание стада будет невыгодным. В Алтайском крае в специализированных хозяйствах этот показатель в среднем равен 85%.

Кроме того, предусмотрена дотация на скот, откормленный до 450 кг. Это стимулирует выращивание скота до тяжелых весовых кондиций. Когда реализуется на забой мелковесный молодняк, значит, животное находится в стадии активного роста и мы недополучаем на каждой голове по 100-150 кг привеса. И убойный выход маленький, и шкура неполноценная. Не по-хозяйски.

Также выплачиваются субсидии на приобретаемые премиксы и белково-витаминные добавки для балансирования рационов мясного скота.

Всего по программе мясного скотоводства в 2009 году хозяйства получили дотаций 121 млн. рублей из федерального бюджета и 33 млн. рублей - из краевого. В 2010 году – соответственно 141 млн. рублей и 48 млн. рублей. На этот год мясному скотоводству Алтая в краевом бюджете предусмотрено 30 млн. рублей., в федеральном – 89 млн. рублей.

- Михаил Анатольевич, сохранится ли нынешняя положительная тенденция? Или завтра государство свернет поддержку, а послезавтра предприниматели вырежут мясной скот?

- Я вижу прекрасную перспективу развития мясного скотоводства. Хотим мы или нет, сельское население стареет, количество молочных коров на личных подворьях в перспективе будет снижаться. А прирост молочного производства пойдет за счёт крупных сельхозпредприятий и крестьянских хозяйств на основе интенсификации, так как предприниматели по примеру стран с развитым животноводством переходят на индустриальный тип разведения скота с высокопродуктивным молочным стадом. И в этих условиях дефицит говядины может быть восполнен только развитием мясного скотоводства и многократным увеличением поголовья мясных пород скота.

Кроме того, Минсельхоз России пролонгирует отраслевую программу «Развитие мясного скотоводства в Российской Федерации» на 2013-2020 годы. Это значит, что поддержка данной подотрасли государством сохранится как минимум на ближайшее десятилетие.

Фоторепортаж