ОТ КРОЛИКОВ ДО АКВАПАРКА

ПЕРЕЧЕНЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ АЛТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ ВЕСЬМА ШИРОК

00:00, 21 октября 2010г, Экономика 2903


ОТ КРОЛИКОВ ДО АКВАПАРКА Фото №1

На излете лета «АП» сообщала, что в октябре стартует конкурс молодежных бизнес-проектов. Таким образом, будут подведены итоги работы старшекурсников алтайских вузов, которую они выполняли в рамках корректировки планов социально-экономического развития муниципальных образований. Именно с обсуждения этой темы начали мы разговор об экономике региона с доктором экономических наук, профессором Алтайского госуниверситета Виталием Мищенко.  

Исходя из потребностей

- Виталий Викторович, в АГУ уже определили лучших?

- Эта работа у нас ведется с мая в рамках проекта «Малая родина», который был инициирован полномочным представителем президента РФ в СФО. Территория края была поделена между несколькими вузами. Классическому университету отвели Славгородский округ и город Барнаул. Наши студенты активно взаимодействовали под руководством преподавателей с заместителями по экономике глав администраций районов и городов, в которых проходили практику. В Барнауле мы также задействовали в этом проекте наших будущих магистров. Свои квалификационные работы они будут готовить, решая реальные проблемы экономики краевого центра.

В Славгороде и Барнауле проводились совещания, где муниципальные власти вместе с вузовскими преподавателями обсуждали возможные студенческие бизнес-проекты. Причем в Славгороде они базировались на опросах местного населения. В Барнауле перед студентами стояла масштабная задача - оценить концепцию социально-экономического развития города, как она увязана со стратегиями края и округа. И на основе корректировки концепции были высказаны конкретные предложения.

- Что предложили ребята?

- Проектов очень много. От разведения кроликов по акселерационной технологии и сооружения мощного свинокомплекса в пригороде Барнаула до строительства аквапарка инвестиционной емкостью 100 миллионов рублей. В Ключевском районе студенты считают необходимым запускать программу жилищных сертификатов, чтобы решить социальные проблемы молодежи и обеспечить заказами два лесоперерабатывающих предприятия, которые производят дома из бруса. Славгородцы считают, что у них в городе не хватает развлекательно-воспитательного центра для дошкольников. Поэтому предлагается создать такой центр.

- Когда будет окончательное подведение итогов?

- В этом месяце. На днях в управлении по образованию и делам молодежи собирали руководителей зон, которые презентовали лучшие, на их взгляд, проекты.

- Ждете ли вы от этой затеи с бизнес-проектами общего повышения качества обучения в алтайских вузах?

- В данном случае студенты проходят очень хорошую практику. Поэтому проект «Малая родина» предполагается сделать постоянным. Причем название «Малая родина» достаточно условное. Не обязательно студент должен ехать в село, откуда он родом. Порой приезжают «сторонние» ребята и разрабатывают лучшие проекты.

Сформирован перечень идей, действительно интересных для инвесторов, это с одной стороны. С другой, мы сами предложили муниципалитетам расширить этот список, создав таким образом базу данных для будущих дипломных и магистерских работ. Плюс такого подхода в том, что потребность, высказанная в одном районе, может быть реализована в другом, причем с различными комбинациями.

- Выходит, правы те, кто предлагает направлять студентов в родные села и города, чтобы получить практические навыки и тем самым повысить качество образования будущих экономистов. Болонская система, на которую перешли с прошлого года наши университеты, тоже вводилась для повышения качества образования. Между тем только ленивый ее не критикует. А что думаете вы? Оправданно ли деление на бакалавров и магистров?

- Я бы не сказал, что у нас плохое экономическое образование. Но когда практически каждый вуз, и особенно негосударственный, в своих сельских филиалах готовит экономистов, то качество такой подготовки зачастую низкое. Почему-то в обществе сформировался огромный спрос на экономические специальности, но он абсолютно оторван от потребностей народного хозяйства.

Другая проблема: концентрация выпускников вузов в крупных городах. Они здесь учатся и здесь стараются остаться работать.

При этом я не вижу ничего страшного в переходе на двухуровневую систему подготовки кадров. В советские времена экономистов готовили институты народного хозяйства четыре года. Этого срока вполне достаточно, чтобы получить основы. Пять лет учили в университетах, и то потому, что студенты проходили, кроме прочего, военную подготовку.

Человек достаточно талантливый может идти в магистратуру и продолжать образование. Если мы хотим интегрироваться в мировое экономическое пространство, то нам нужно иметь единую систему подготовки, например, чтобы окончить магистратуру в другой стране. Кстати, и у студентов нашего университета такая возможность недавно появилась. Мы сотрудничаем с одним из университетов Сорбонны - «Париж-2». В этом году первые пять студентов-экономистов, успешно сдавшие экзамен по французскому языку, продолжат обучение во Франции.

На переломном этапе

- Давайте теперь отойдем от образования и поговорим об экономике региона. В Стратегии развития края до 2025 года обозначено несколько приоритетов. Какие из них на сегодня более актуальны?

- В настоящее время экономика края, как и страны, находится на переломном этапе. Для нашего региона главной специализацией было и остается сельское хозяйство. Этот приоритет прописан и в концепции, что абсолютно правильно. И важно, что большое внимание уделяется сельхозпереработке, чтобы вывозить за пределы края продукцию с максимальной добавленной стоимостью. В крае активно развивается животноводство индустриального типа, причем не в одном месте, а накрывая целую сеть районов. Отрадно, что наметился рост в машиностроении, причем создаются новые высокотехнологичные производства. В качестве примера я бы привел «Алтайвагон», который становится флагманом транспортного машиностроения страны.

Но есть и проблемы. В регионе дефицит электроэнергии. Нынешняя стоимость киловатта не позволяет нашему бизнесу эффективно конкурировать с соседями, где электричество значительно дешевле. Сейчас идут переговоры о возможных поставках энергии из Казахстана, то есть предлагается вернуться к советской схеме снабжения региона электричеством по ЛЭП из Экибастуза. Это бы снизило издержки алтайских предпринимателей. А если будет еще построена конденсационная электростанция в Солтоне, то и подавно. Бурого угля там много. Появились новые технологии его эффективного использования.

Плюс нынешней стратегии в том, что она включает комплекс проектов, причем одни ускоряют реализацию других. Например, удалось существенно обновить парк сельхозтехники с помощью лизинговых схем кредитования. Это позволило аграриям проводить работы в сжатые сроки с меньшими потерями, что повысило рентабельность сельхозпроизводства.

Мы живем в Южной Сибири с относительно благоприятными природно-климатическими условиями. С точки зрения экономической географии Алтайский край – отличный плацдарм для обеспечения экологически чистым продовольствием территорий, подлежащих интенсивному освоению. Я имею в виду российский север.

Если мы пойдем в Арктику, то это потянет за собой освоение Северо-Восточной Сибири. Такие территории обычно осваиваются вахтовым методом. И Алтайский край в этом смысле мог бы быть не только продовольственной базой для вахтовиков, но и регионом их постоянной дислокации.

- В среднем по России на селе живет четверть, тогда как в Алтайском крае примерно половина населения. Индустриализация аграрной отрасли делает ее все менее зависимой от рабочей силы. Оставшийся люд либо люмпенизирует, либо переезжает в города. Стоит ли нам влиять на этот процесс естественной урбанизации?

- Существуют расчеты экономистов, согласно которым на территории должно проживать не менее определенного количества людей, 6-8 человек на квадратный километр, иначе она деградирует, превращается в пустошь и т.д. В Алтайском крае довольно-таки равномерное распределение населения, не сравнить с Новосибирской и Томской областями. Если мы начнем укрупнять небольшие села (что уже было), то на следующем этапе народ побежит вначале из крупных сел, а потом из райцентров в города. Поэтому людей надо стимулировать оставаться на селе, создавая для них условия: социальные, экономические. Требуется комплексное развитие территории. Например, развитие сети дорог, в том числе внутри поселений, позволит создать рабочие места для их обслуживания.

Второе, открывать небольшие предприятия по переработки сельхозпродукции. Сам произвел – сам переработал. Развитие этого процесса приведет к специализации. Одни будут выращивать, другие перерабатывать. Конечно, все, что я легко говорю, сделать непросто. Проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья», реализуемый администрацией края, как раз и предлагает решение этих задач.

- В текущем году в Алтайском крае статистика отмечает снижение инвестиций в основной капитал, и это на фоне роста валовых показателей в промышленности и сельском хозяйстве. Как объяснить такой парадокс?

- Бизнес пока боится вкладываться надолго, стремясь окупить затраты за короткий период. На мой взгляд, это связано с последствиями кризиса. Аналитики гадают на кофейной гуще, некоторые из них предсказывают вторую волну рецессии. Конечно, предприниматели реагируют на такие прогнозы. Но если смотреть на общую тенденцию, то край развивается достаточно устойчиво. И могу с уверенностью сказать, что в сравнении с соседними регионами мы кризис пережили достаточно спокойно и у нас хорошие перспективы для роста.

Справка «АП». Мищенко Виталий Викторович – первый проректор Алтайского государственного университета, заведующий кафедрой региональной экономики и управления.

Родился в 1953 г. в Барнауле. С 1975 г. по настоящее время работает в АлтГУ после окончания экономического факультета Новосибирского госуниверситета по специальности «Экономическая кибернетика».

В 1981г. защитил кандидатскую, а в 1993 г. – докторскую диссертацию по экономике в НИИ труда (г. Москва).

Автор более 90 публикаций, в том числе 12 монографий, в области экономики труда и региональной экономики.  

Фоторепортаж