Введение во храм Пресвятой Богородицы: суть и традиции праздника

08:21, 04 декабря 2017г, Общество 1867


1
1

4 декабря отмечается народный праздник Введение. По церковному календарю он является великим христианским праздником Введения в храм Пресвятой Богородицы. Этот православный праздник с древности притягивал к себе внимание на Руси. Открывали для себя истину: три года – это хороший возраст для того, чтобы привести своего дитя в церковь. Чтобы с малых лет человек знал дорогу в храм. Видел своими глазами иконы, святые лики на образах, узнавал, почему люди идут на службу. И что просят у бога и святых?  

Анна и Иоаким долго молились о ребенке. Дали обещание непременно посвятить служению Господу посланное небесами дитя. Когда девочке  исполнилось три года, родители решили, что пора выполнить слово. И они привели Марию в  Иерусалимский храм. Нарядная девочка, взрослые со свечами в руках, церковное песнопение. И вот храм. Дальше родителям не положено идти. Поставили они девочку на первую ступеньку. А их в храме пятнадцать. Что будет дальше? Трехлетний ребенок крутые высокие ступени преодолел быстро и легко. Всех это поразило. Однако чудеса на этом не иссякли. Маленькую девочку у дверей  встретил  первосвященник Захария. Он благословил Марию, как делал это со всеми, кого посвящали Богу. Более того, Захария вдруг провел девочку в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Событие необыкновенное. Оно передавалось из уст в уста. Волновали людей разговоры о предначертаниях великих пророков, о судьбе человека и его спасении.

В старину отодвигала женщина – мать всю работу «на опосля». Разве только корову подоит, да кормов задаст живности на подворье. А стиркой или уборкой не принято было заниматься. Загодя наведена чистота в избах, выбелена русская печь. Наряжались и шли с детьми в церковь. Потому и до сегодняшних дней донесся отзвук в виде народного суеверия. Мол, нельзя заниматься тяжелой работой в праздник Введения. Да, для этого времени нет. В старину семьи были заняты приобщением к церкви детей. А это значит, к библейскому пониманию мира. Родители  пеклись о православном будущем дочерей и сыновей, их нравственности и духовности. Даже дошедшие до наших дней приметы о том, что лучше не давать в этот день в долг, имеют те же истоки. Разве не предупреждение взрослым? Деньги надо заработать самому, чтобы себя обеспечить. С сожалением относились в древности к здоровым людям, которые «перехватывают» копеечку, а не имеют ее, как говорили, на черный день.

Старались крестные родители. Готовили сладости, пекли калачики для крестников. Переписывали молитву от руки, ее прятали в кружевной платочек, который обвязан был крючком простыми нитками. В самодельные вещицы  вкладывались особенные чувства, обычно такие подарки хранили долго. После богослужения в церквях крестные одаривали крестников. Самодельные санки, коньки, поделки, вырезанные из полешка.

На Введенье можно есть рыбу, потому что только по великим праздникам давалось такое послабление во время постов. Сорокадневный Рождественский или Филиппов пост продолжается.

Проводили ярмарки, катались на санях с горок. Осенние молодожены выезжали на санях, чтобы «показать молодую». Тройки с бубенцами, горячие пироги – это все было. Ставили в воду за икону ветки плодового дерева. К новому году листочки распустились – хороший знак. В Введенье крестьяне полностью переходили на сани. Мужчины устраивали состязания, прокладывая санный путь. А угощались горячим сбитнем и пирогами с капустой.

Фоторепортаж