В Санкт-Петербурге открылась экспозиция, посвященная операторам, снимавшим на фронте

07:45, 04 декабря 2023г, Культура 1364


Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова
Фото: Татьяна Кочетыгова миниатюра
Фото: Татьяна Кочетыгова миниатюра
Фото: Татьяна Кочетыгова миниатюра
Фото: Татьяна Кочетыгова миниатюра

В Санкт-Петербурге на киностудии «Ленфильм» открылась инсталляция, посвященная операторам, которые вели съемки на фронте в Великую Отечественную войну.

Фронтовые кинооператоры

За три месяца до начала Великой Отечественной войны в Главном управлении политической пропаганды Красной армии было решено создать особую операторскую группу в составе трех человек.

В первые дни войны еще не было структуры по организации специальных фронтовых групп, но уже на пятый день в журнале кинохроники появились первые сюжеты, снятые случайно оказавшимися в районе боевых действий операторами. Спустя три недели на важнейших участках фронта работало 16 киногрупп, насчитывавших более 90 операторов. В числе добровольцев – 22 выпускника операторского факультета ВГИКа.

В годы войны операторы были и участниками, и свидетелями событий. Военные репортеры оставались самыми беззащитными фигурами на поле боя. При этом они проявляли недюжинную выдержку, хладнокровие, смелость, поскольку снимать приходилось во время наступления на плацдармах с воды и с воздуха.

На передовой фронтовые операторы работали обычно парами, использовали кинокамеры «Аймо» и советские аналоги «КС-4» и «КС-5».

Съемки велись не только на фронтах, но и в партизанских отрядах. Некоторые группы были переброшены через линию фронта даже в другие страны.

Операторам приходилось изучать практически владение оружием, и каждому было присвоено какое-то звание. Было много случаев, когда оператору приходилось браться за винтовку или автомат.

Более 300 хроникеров сняли 500 номеров киножурналов и специальных выпусков, а также около 100 документальных фильмов.

Глазами хроникёра

Аудиоэкскурсия ведется по 15 залам от имени одного из операторов. Он размышляет о том, что бы рассказал о войне, если бы ему поручили снять документальный фильм. В выставку вошли изображения блокадного цеха Ижорского завода, Заполярье, горы Кавказа, партизанский госпиталь и улица Берлина, ведущая к Рейхстагу.

В залах воссозданы в натуральную величину части зданий, макеты техники и фигуры героев.

Над проектом трудилась творческая команда «Невский баталист», – более ста человек. Это профессиональные скульпторы, художники, постановщики, бутафоры...

Инсталляция занимает площадь целого съемочного павильона – больше 1500 квадратных метров.

Для создания экспозиции использовались тысячи архивных фотографий и сотни километров пленки. Все это дает возможность посетителям перенестись на поля сражений и съемочные площадки, почувствовать себя в роли оператора.

«Маскарад»

Один из залов посвящен съемкам фильма «Маскарад» по одноименной драме Лермонтова. Балы, красавицы, офицеры… Съемки завершились перед самым началом войны: 21 июня 1941 года. Фильм вошел в историю как последний снятый до войны. Вскоре немцы начали бомбить Ленинград. Многое из реквизита погибло, поэтому на киностудии очень ценят сохранившиеся вещи из этой картины – шарф Нины и маскарадную маску Арбенина. Теперь эти предметы демонстрируются в выставочном пространстве киноцентра «Ленфильм». В кинотеатрах «Маскарад» появился в середине сентября 1941 года. Фильм имел огромный успех у зрителей и почти не сходил с экранов кинотеатров.

Битва за Кавказ

Огромные снежные горы, коварные ущелья, снайперы, замершие в ожидании противника, бойцы, смело летящие на лыжах через торосы… В каких жутких условиях нашим красноармейцам приходилось добывать Победу! А ведь Гитлер делал главную ставку на Кавказ: там нефть, там полезные ископаемые… На первом этапе наши оборонялись, а на втором наступали. В конце концов, нашими войсками были возвращены нефтяные промыслы Майкопа, а также важнейшие сельскохозяйственные районы страны. Оборона Кавказа требовала от войск освоения специфических форм и способов борьбы с применением всех видов оружия. Войска приобрели опыт ведения боевых действий по направлениям, построения глубоко эшелонированных боевых порядков, взаимодействия всех родов войск.

После победы на Кавказе и Сталинградской битвы наступил перелом в войне. Фашисты не получили нужных им ресурсов для продолжения наступательных операций.

Новый год

Одна из комнат – воссоздание того, как на войне праздновали Новый год. Удавалось это не всем и не всегда. Иногда бойцы едва успевали поздравить друг друга. Но если войска находились на позициях, наряжали елку. В ход шли вата, бинты, погоны, стреляные гильзы. На верхушку дерева прикрепляли золотую звезду.

У гражданского населения на елках появились фигурки Деда Мороза с ружьем, солдат, санитарок, военной техники.

Актёры на войне

В одном из павильонов прототипами солдат, которые едут в теплушке домой, стали известные актеры советского кино. Среди них Юрий Никулин и Василий Шукшин.

Юрий Владимирович воевал еще в 1939 году в русско-финскую войну. В составе зенитной батареи охранял воздушные подступы к Ленинграду неподалеку от Сестрорецка. В Великую Отечественную Никулин сражался под Ленинградом. Сначала в том же полку, где начинал службу в армии, но в 1943-м, пережив контузию и пролечившись в госпитале, получил назначение в 72-й отдельный зенитный дивизион в Колпино. Там он стал командиром отделения разведки, а затем помощником командира взвода.

Где бы ни доводилось воевать Юрию Никулину, он всегда развлекал однополчан песнями и анекдотами. По заданию командования организовывал концерты самодеятельности, в которых был и главным актером, и конферансье, и певцом, и клоуном. Выступал в паре с товарищем, Ефимом Лейбовичем.

Победу Юрий Владимирович встретил в звании старшего сержанта и с медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Наш земляк Василий Шукшин в 1974 году начал сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Для Василия Шукшина роль рядового Петра Лопахина стала последней работой в кино. Отснять все сцены, где был задействован Шукшин, режиссер не успел: героя Шукшина доиграл актер Юрий Соловьёв, когда-то учившийся вместе с Шукшиным, а озвучил персонажа Игорь Ефимов.

Фоторепортаж