Уникальную коллекцию художественного войлока презентовали в Барнауле

12:30, 19 ноября 2019г, Культура 1306


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее Алтайского края прошла презентация уникальной коллекции художественного войлока. Автор – монгольский художник и модельер Менхсоёл Батсух. В Барнауле он был проездом, но нашел время, чтобы поделиться своими секретами с местными мастерицами.

– Мы просто воспользовались случаем показать нашим зрителям, какого уровня бывает войлочное искусство, – объяснила сотрудница музея, заведующая сектором «Традиционная русская культура» Татьяна Боровцова. – Дело в том, что в конце ноября коллекция Менхсоёла будет представлена в рамках большого проекта в Зимнем театре в Сочи. У себя в Монголии художник продвигает войлочное производство, разрабатывает собственный бренд. Его выставки проходят в Америке, Японии, Корее. Но в России его искусство в таком масштабе будет показано впервые.

Панно, стеганые ковры, шарфы и живопись по войлоку по случаю презентации набросили прямо поверх художественных эмалей, выставка которых проходит сейчас в ГХМАК. И оказалось, что столь несхожие материалы прекрасно сочетаются, тем более что Менхсоёл Батсух, как и некоторые эмальеры, в своем творчестве постоянно обращается к теме петроглифов – древней наскальной живописи Большого Алтая.

Как признается художник, выставка в России была его давней мечтой:

– Я шесть лет учился в Московском текстильном институте, поступил в 1981 году. А недавно на конференции познакомился с русским ученым Михаилом Шишиным (известный алтайский искусствовед, профессор, действительный член Академии художеств. – Прим. ред.). Оказалось, он тоже любит наскальные рисунки. Из этого общего интереса появилась наша дружба. И вот я приехал, чему очень рад.

Визиту в Россию посодействовала и барнаульская предпринимательница Нина Глушакова – меценат и партнер многочисленных творческих проектов нашего Художественного музея. На барнаульскую презентацию она пришла в эффектном войлочном костюме авторства Менхсоёла Батсуха. А ей самой принадлежала идея изготовления одной из самых броских и удивительных вещей в нынешней коллекции мастера: точной копии войлочного головного убора из древнего пазырыкского захоронения – высокой, затейливо украшенной шапки.

– Я люблю и давно изучаю скифский костюм, а он в основном был сделан из войлока, – объяснил нам художник. – Но вообще я разными вещами занимаюсь, у меня есть и войлочные игрушки, и живопись по войлоку, и современное искусство. И очень люблю ткани, ведь моя специальность – художник-ткач. Поэтому я стараюсь совмещать войлок с ткачеством, трикотажем. Можно валять и с кожей, это тоже интересный материал.

Художник рассказал: когда он был ребенком, его бабушка шила монгольскую национальную обувь и войлочные чулки. Годы спустя он обратился к ее рецепту мокрого валяния без использования мыла или кислоты, который позволяет ему существенно экономить время. И на мастер-классе для барнаульских мастериц изготовил тонкий шарф из овечьей шерсти всего за десять минут. Впрочем, есть и более впечатляющий пример: большой портрет государственного деятеля Монголии (он же – прадед художника) в технике живописи по войлоку, изготовленный буквально за несколько часов. Монохромное изображение создано из грубой овечьей шерсти специально подобранных натуральных оттенков и правдоподобно имитирует сепию старинных фотографий.

А на мастер-классе выяснилось, что художник готов щедро делиться секретами своей техники. Наших мастериц интересовало буквально все: где он достает шерсть и какую именно, сколько граммов требуется на шарфик, а сколько – на большой многослойный костюм, какой температуры использует воду и не болит ли у него спина от столь трудоемкой многочасовой работы.

Фоторепортаж