В Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Екатерины славный век».

19:48, 09 июня 2023г, Культура 711


В Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Екатерины славный век». Фото №1
В Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Екатерины славный век». Фото №2
В Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Екатерины славный век». Фото №3
В Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Екатерины славный век». Миниатюра №4
В Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Екатерины славный век». Миниатюра №4
В Барнауле в Художественном музее открылась выставка «Екатерины славный век». Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

Как объяснили ее кураторы, юбилей одного европейского мастера стал поводом напомнить о целой яркой эпохе в жизни страны и достать из музейных запасников сокровища XVIII–XIX веков.

– Дело в том, что в собрании нашего музея находятся подлинные шедевры, и много, – говорит куратор Светлана Артюхова, заведующая  выставочным сектором ГХМАК. – Вот в этом году исполняется 295 лет со дня рождения Антона Рафаэля Менгса, одного из известных придворных живописцев Европы, а у нас есть его работа, посвященная императрице Екатерине II.

Учитывая, насколько художник почитаем в Европе, и особенно в Германии, в музее сначала думали сделать выставку одной картины – того самого аллегорического портрета Менгса «Триумф Екатерины», написанного по заказу императрицы. Но потом решили порадовать посетителей целой выставкой старинной живописи, графики и скульптуры, рассказав о далекой эпохе, ее людях и искусстве.

Символы справедливости

В центре экспозиции – большой портрет Екатерины II 1770-х годов, на котором она предстает в образе древнегреческой богини правосудия Фемиды с весами в руках. Слева от нее мы видим Афину, которая символизирует справедливую политику, справа – Геракла, олицетворяющего силу и мощь империи. Гидра у его ног – поверженные враги, ну а крылатый младенец путти наверху держит надпись: «Екатерина Великая». Художник был важным теоретиком искусства неоклассицизма, писал о его правилах  и канонах. И хранящийся в Барнауле портрет, как говорят в музее, – это настоящий урок создания идеального образа просвещенного и справедливого монарха, без сравнений с античными богами тут было не обойтись.

– Мы встречали фразу, что ради его написания Менгсу даже пришлось приехать в Россию, но это очень сомнительно, – говорит куратор, старший научный сотрудник Наталья Гончарова. – Все-таки он работал в Саксонии, долго жил в Италии, где женился, еще около 10 лет работал в Испании. Вполне возможно, он писал Екатерину по уже имеющимся изображениям, например гравюрам, в те времена это было в порядке вещей.

Кстати, в собрание ГХМАК картина попала в 1960 году из Третьяковской галереи в числе самых первых предметов (музей в Барнауле был основан в 1958-м, а открылся для публики в феврале 1959 года). С одной стороны, такова была политика государства – посетители провинциальных музеев тоже должны видеть шедевры прошлых эпох. Но есть и еще одна причина: часто у сотрудников Третьяковки или Русского музея просто не доходили руки до некоторых работ.

– Могла быть не сделана атрибуция (установление авторства. – Прим. ред.), что-то было под вопросом. Многие произведения, отправленные в провинциальные музеи страны, просто дожидались своей очереди на исследование или реставрацию, – говорит Артюхова.

Для будущего здания

Центральную работу обрамляют живописные и графические портреты современников: графа Никиты Панина, сподвижника Екатерины и воспитателя цесаревича, советника и фаворита Григория Потёмкина-Таврического, одного из пяти братьев Орловых. Но не только знатных особ.

– Вот некто С.Ф. Макаров, работа неизвестного художника, – показывает Наталья Гончарова. – Она поступила в музей в 1987 году, и все ахнули, что автором может быть Рокотов. Экспертиза этого не подтвердила, но картина написана в его манере: светлое лицо, выступающее из мистического темного фона. С обратной стороны указано, что изображенный человек жил в селе Рёвны Брянского уезда Орловской губернии и вместе с братом владел там полотняной и бумажной фабриками. Мы нашли историю села Рёвны, там есть упоминание об этом. Но до того, скорее всего, они с братом занимались разбоем и так сколотили состояние. Такие вот люди той эпохи.

О том, что Екатерина покровительствовала искусствам, на выставке напоминает бронзовая «Диана» французского скульптора Жан-Антуана Гудона – его произведения приобретала российская императрица.

– Это отливка по авторской форме, тоже предмет с историей, – рассказывает Светлана Артюхова. – В одной руке Диана держала стрелу, в другой – лук, и посмотрите, как легко она бежит на носочках! Это, по сути, «трофей» из Германии – в Барнаул ее привез распиленной на части один из вернувшихся с войны жителей края. На ногах богини охоты можно заметить следы реставрации, ну а руки, видимо, где-то потерялись…

Тему правления императрицы завершает небольшая работа конца XIX века «Открытие памятника Екатерине» художника Леонида Соломаткина – выходца из народа, запечатлевшего торжественное событие без пафоса и помпезности. Кроме того, выставку дополнили предметами из частного музея «Мир времени». Так, в витрине можно увидеть ту самую «сибирскую монету» периода правления Екатерины II и банкноту с изображением императрицы – в народе такие называли «катеньками».

– Многие зрители говорят нам, что давно ждали такой выставки, – рассказывает Артюхова. – Графику, которую вы здесь видите, мы красиво оформили специально для будущей постоянной экспозиции. Нас ведь иногда спрашивают: «А что вы будете выставлять в огромном новом здании?» А вот это и будем показывать! Причем туда войдет лишь 2% от всего нашего собрания.

Выставка будет работать до 1 июля.

Фоторепортаж