Театр как учёба и радость

16:00, 15 октября 2014г, Культура 1465


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Во второй день Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. Валерия Золотухина прошли первый мастер-класс, второй спектакль из основной программы, а еще пресс-конференция. 

На ней ведущие театральные критики размышляли о перспективах фестивального движения в стране, а также оценивали потенциал совсем юного Золотухинского фестиваля и даже вкратце разобрали постановку Виктории Олифировой «Еще раз про любовь», представленную Молодежным театром Алтая в день открытия.

Слышать и видеть

Первый мастер-класс предназначался для актеров, и провела его Анна Большова, артистка «Ленкома», большинству зрителей в нашей стране известная также по работам в сериалах. Она рассказывала молодым актерам о том, что их ждет по окончании учебы, и давала профессиональные советы. Кроме того, она высоко оценила актерскую составляющую первого фестивального спектакля «Еще раз про любовь» – постановка понравилась ей отдачей, с которой барнаульские артисты (в большинстве очень молодые) существовали на сцене. Слушатели спросили Анну про самые сложные и любимые роли, мастеров-педагогов, первые шаги в театре.

– Самое главное качество актера, наверное, внимание. С первого курса педагоги вбивают нам в голову, как важно умение слышать и видеть, внимание к происходящему вокруг, к тому, что делают коллеги, – ответила актриса на вопрос из зала.

Яркий пример того, что можно понять, глядя на работу коллег, – рука в кармане: «Недаром Михаил Чехов говорил про психологический жест. Когда артист, пряча руку в кармане, начинает громко орать и убеждать меня в чем-то, я не верю, – объяснила актриса. – Как бы он ни играл и ни страдал. Ведь что значит руки в карманы? Это наглость».

Кроме того, Анна Большова посоветовала молодым коллегам заботиться о единственном инструменте актера, его теле, а также заниматься самообразованием и главное – обязательно думать, зачем в итоге актер выходит на сцену.

Первые оценки

В свою очередь московским театральным критикам понравилась церемония открытия фестиваля – по словам арт-директора Ольги Галаховой, даже в жанре «правительственного концерта», каковым, по сути, и является любое подобное мероприятие, Молодежному театру удалось сделать нечто теплое и неофициозное. «Такие сердечные моменты почему-то всегда случаются в Сибири», – заметила она.

Кроме того, Ольга Игоревна объяснила, по какому принципу была сформирована афиша фестиваля, представляющая, по ее мнению, реальный срез театра. Здесь и большие московские театры (Таганка), и любопытные постановки региональных, и мировая классика из национальных театров (в данном случае – «Ромео и Джульетта» из Уфы, на башкирском языке).

Что же касается впечатления от первого спектакля в программе «Еще раз про любовь» Молодежного театра Алтая по пьесе Эдварда Радзинского, то, по мнению Ольги Галаховой, спектакль пытается ответить на вопрос, что такое состояние любви, и это своего рода болезнь. Режиссеру Виктории Олифировой (напомним, она является ученицей Романа Виктюка), по словам специалистов, еще предстоит выработать свой язык, но в целом ее попытка «вскрыть пьесу 60-х годов ключами от современных дверей» признана интересной.

Заметим также, что, как и Анна Большова, критики высоко оценили работу наших актеров, причем не кого-то в отдельности, а всю команду в целом. Анастасия Иванова, критик, историк театра, отметила молодую часть труппы: «Они работают настолько точно, так вовлечены в происходящее! Это не часто увидишь, если в спектакле есть два главных героя, а остальные как бы на подхвате. И теперь мне хочется посмотреть некоторых артистов в других работах – Галину Чумакову, у которой в этом спектакле крошечная роль мамы, Татьяну Данильченко, сыгравшую Мышку».

Когда не нужны слова

А вечером 13 октября состоялся показ второго фестивального спектакля: новосибирский «Красный факел» привез в Барнаул авторскую постановку «Без слов» – проверенную и, кстати, коммерчески успешную при всей своей экспериментальности. Название не лжет: в этом спектакле слов действительно нет, ни одного. Перед его началом некоторые зрители были настроены не то чтобы скептически, но настороженно: все-таки это действо длится два часа двадцать минут – удастся ли артистам удерживать зрительское внимание, имея в своем арсенале одну только пластику? Можно ли рассказать без слов настоящую историю?

Оказалось, можно, и даже не одну. Уже спустя минут пятнадцать отчетливо понимаешь, что любые слова были бы тут совершенно неуместны, особенно с таким подбором музыки: от драматичной темы из второй части Седьмой симфонии Бетховена до лучших вещей Нины Симон и совсем простеньких романтических песенок. И, конечно, не стоило недооценивать значимость жеста: иногда и легкий поворот головы говорит больше, чем многие страницы текста.

Автор идеи, режиссер-постановщик Тимофей Кулябин и его соавтор, режиссер-хореограф Ирина Ляховская набрасывают в четырех основных частях, кажется, десятки маленьких историй любви в диапазоне от неловкой нежности, эйфории влюбленности до испепеляющей и опустошающей страсти. Действие разворачивается на почти пустой черной сцене (стулья, столы и еще кое-какой мелкий реквизит не в счет), участвуют всего восемь актеров, откровенно проживающих за два с половиной часа несколько жизней. Заметим кстати, что сюжетные ходы довольно стереотипны и предсказуемы, но именно узнаваемость этих ситуаций идет постановке на пользу.

Репертуар

16 октября, 15.00, 19.00. Иркутский областной театр юного зрителя им. А.Вампилова. Спектакль А. Стародубцева «ДУЭЛЬ». Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С. Золотухина (14+ ).

16 октября, 15.00. Алтайский государственный театр кукол «Сказка». Спектакль О.Кулакова «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» (по мотивам сказки Ш. Перро). ДК моторостроителей (5+).

17 октября, 18.30. Новосибирский городской драматический театр Сергея Афанасьева. Спектакль Л. Леонова «УНТИЛОВСК». Алтайский государственный театр для детей и молодежи им. В.С. Золотухина(18+).

17 октября, 18.30. Алтайский государственный театр музыкальной комедии. Спектакль.
М. Ли, Д. Дэрион, Д. Вассерман – «ЧЕЛОВЕК ИЗ ЛАМАНЧИ». Алтайский государственный театр музыкальной комедии (16+).

Фоторепортаж