От сансары к нирване – один бурятский дзен

15:35, 10 августа 2018г, Культура 3948


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Побывав в Республике Бурятия, на земле чабанов и сказителей, шаманов и лам,  журналист «АП» узнал, какая мантра написана на склоне горы у Иволгинского дацана, что такое бурятский «сникерс», что там называют дорогой Путина и зачем главный буддист России  стал почти что  министром сельского хозяйства.

По орбите Солнца

В ночном аэропорту Улан-Удэ вращаю большой 600-килограммовый молитвенный барабан – хурдэ. Он содержит плотно свернутые свитки с мантрами. Считается, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него 27 миллионов мантр. Буддисты верят, что он приносит умиротворение и покой,  усмиряет духов, очищает карму и накапливает духовные заслуги. Вращать барабан нужно по часовой стрелке – по орбите Солнца. Видимо, заслуг я накопил мало или, наоборот, слишком много: по телефону вызвать такси не удалось, а местные бомбилы предложили добраться до гостиницы за 500 рублей,  по тройному тарифу.

Тысячи нитей

Поводом для командировки стал Байкальский медиафорум по межэтнической журналистике. Его провела Гильдия межэтнической журналистики при поддержке Фонда президентских грантов. Коллеги из разных регионов делились опытом этнобрендирования своих территорий и говорили о необходимости создать банк качественного журналистского контента на этнокультурную тематику, активнее развивать народную дипломатию через СМИ. На форуме предложили разработать закон о поддержке этнических СМИ для сохранения языка и культуры. Участники поддержали идею создания ресурсного портала межэтнической журналистики монголо- и тюркоязычных территорий под рабочим названием «Юртэмсе – Русская Азия». «Юртэмсэ» переводится с бурятского и монгольского как «вселенная».

– Без СМИ и гражданского общества невозможна реализация стратегии госнацполитики, – заявил на форуме Абдулгамид Булатов из ФАДН России. Он напомнил, что общество связано тысячами невидимых нитей, которые проявляются в самых неожиданных местах, и задача СМИ – показывать эти взаимосвязи.

Обыкновенное чудо

Едем в Иволгинский дацан. Это центр российского буддизма. На склоне горы видна надпись: «Ом мани падме хум» («о дивный цветок лотоса»). Это самая знаменитая буддийская мантра.

Иволгинская сопка – сакральное место. Её иногда называют Острой горой или Баян-Тогод («богатый павлин»), изредка – Сопкой любви. С другой стороны – древние памятники археологии.

Если смотреть сверху, утесы выглядят как окаменевшие воины.

Остатки могильных плит,  в скалах – маленькая пещерка, скорее даже ниша, где может разместиться сидя один человек. Внутри – блюдце, ритуальные лампадки. В ней регулярно проводят шаманские обряды.

Иволгинский дацан состоит из множества деревянных дуганов (храмы). Яркие, многоцветные, с загнутыми крышами, они создают ощущение праздника. Внутри дуганы напоминают большие детские комнаты. Двигаемся по часовой стрелке. Можно заходить в любые открытые дуганы и присутствовать на молебнах. Главное – соблюдать местный этикет: нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды и показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать.

Мысленно напеваю строки из песни буддиста Бориса Гребенщикова: «А ежели поймешь, что сансара – нирвана, то всяка печаль пройдет».

Повсюду ритуальные барабаны. Подходим к причудливому камню. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёной Тары (богиня, быстро приходящая на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное сбудется.

Скромные домики. В них живут ламы и студенты университета при дацане. Буддисты считают, что главные пороки человека – красота, слава и богатство.

Подходим к главной святыне монастыря – дворцу нетленного Хамбо-ламы Итигэлова, буддийского подвижника и ученого. По легенде, 15 июня 1927 года 75-летний Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него специальную молитву для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву, постепенно и ученики подхватили её. Находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов ушёл в нирвану.

Он был похоронен в кедровом ящике в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода. Пару раз, в 50-е и 70-е годы, ламы тайно эксгумировали могилу и убеждались в сохранности тела. А в 2002 году, 75 лет спустя, окончательно достали учителя и торжественно поместили в дацан.

Нетленного ламу периодически выносят к почетным гостям – президентам государств и регулярно – по большим обрядам, службам и праздникам. Например, на соседний с дацаном стадион, где проходят соревнования борцов и лучников.

Сохранился и стоит во дворце укрытый полиэтиленом трон, на котором в свое время сидел перед Итигэловым президент Медведев. Президент Путин обошёлся без трона и стоял. А Борису Гребенщикову разрешили пройти к ламе, погладить его, осмотреть близко и пообщаться. Все остальные передают просьбы и пожелания ламе держась за красную бечевку, которая тянется к его руке.

Каждый вечер настоятель храма убирает жертвоприношения и входит с Итигэловым в мысленный контакт, записывает его послания на бумажке. А потом переносит мысли и высказывания Хамбо-ламы на страницу Иволгинского дацана в «Фейсбуке». Оттуда они расходятся по миру среди буддистов.

Как уверяют ламы, Итигэлов живет особой формой жизни: кожа теплая, ногти и волосы растут, суставы подвижны, внутренние органы в порядке. Он дышит. Судмедэксперты поправляют, что все-таки это особая форма не жизни, а смерти,  хотя признают, что Итигэлов удивительно сохранен.

А те,  кому хочется верить в чудо,  надеются, что в один прекрасный день он вернётся к своим последователям.

У многих водителей в Бурятии брелоки с портретами Хамбо-ламы. Его считают современным Буддой, хотя тактично не переходят грань и не превращают чудо в шоу и праздник святого Йоргена.

Тихо и молча подходим к нетленному ламе. Думаем и просим каждый свое.

Передай овцу другому

Несколько лет назад здесь был и общался с ламами Владимир Путин и явил по меньшей мере два чуда, выполнив несколько просьб. Первая просьба была у Солбона Аюшеева. Настоятель старейшего и отдаленного Тамчинского дацана, который долгое время был резиденцией буддийских иерархов,  неожиданно и с дальним прицелом сказал:

– А до нас, Владимир Владимирович, вы при всем желании не доедете.

Президент, который привык добираться куда угодно, удивился и спросил почему.

– Дорога плохая, ее почти нет…

Спустя два года к дацану построили супердорогу. 17 километров обошлись в полмиллиарда рублей.

А глава буддистов России Хамбо-лама Дамбо Аюшеев попросил Путина поддержать его личный проект «Социальная отара». И тоже получил господдержку в объеме 70 миллионов рублей. Главная задумка состоит в простой истине: возьми бесплатно отару овец, усердно и прилежно ухаживай за скотом, получи приплод и поделись с другими.

Такие отары здесь называют хамбинскими, поскольку их бесплатную раздачу чабанам контролирует лично Хамбо-лама. Элитных овец он закупает в Монголии. Именно с главой буддистов России владельцы этих отар подписывают договоры. Они обязуются на второй год вернуть Хамбо-ламе часть приплода, чтобы из ярочек и валушков сформировать новые социальные отары. Например, владельцы 500 овец возвращают 200 ягнят, а те, кто получил 

300 голов скота, – 100 ягнят. Из этих овечек формируются новые отары и передаются дальше. Хамбо-лама мечтает довести число социальных отар до 50 и вывести новую бурятскую суперпороду овец.

«Чем больше будет скота, тем больше людей будут заняты работой, – объясняет глава буддистов. – К примеру, возьмем из минимального расчета стоимости живой овцы в 2 тысячи рублей. Тот, у кого в наличии 300 голов, получается, имеет имущество, равное 600 тысячам рублей. Плюс каждый год он будет получать приплод. А в наше время это, считаю, большие деньги. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой оттока сельского населения. Молодежь уезжает в город, ищет работу, выезжает за границу и становится рабом иностранцев. А мы хотим показать, что, живя в деревне и занимаясь животноводством, можно хорошо зарабатывать, растить детей, обучать их», – подчеркивает Хамбо-лама Аюшеев.

А еще глава буддистов России, ставший большим руководителем и крепким хозяйственником,  ставит перед фермерами задачу развивать переработку и выделку овечьих шкур. В дацане есть собственный цех, и ламы достигли в выделке шкур большого мастерства.

«Обман и потребительское отношение исключаются. Никто не скажет, как поется в песне: «Давай, лама, давай!» – а потом откажется возвращать овечек, – говорит один из чабанов. – Это же не просто обезличенные государственные деньги. Договор с Хамбо-ламой, считай, договор с Буддой…»

Так что бурятские буддисты занимаются не только медитацией и духовными практиками, но и развивают регион и дают людям надежду. Кстати говоря, живет глава буддистов здесь же. Его скромная резиденция напоминает обычный сельский домик.

Дорогой Аввакума

Едем по Транссибирской магистрали к семейским в легендарное старообрядческое село Тарбагатай. Произошло название от монгольских сурков – тарбаганов, которых здесь полно на сопках.

На горе – крест. Он в память о тех староверах, кто в XVIII веке по горной извилистой дороге шел под конвоем казаков. Старообрядцы, сосланные из Польши и с территории Белоруссии. Екатерина II расписала, сколько скота положено на каждую семью и что надлежит положить в подводы. Их так и назвали – семейские, потому что прибыли целыми родами и семьями.

В итоге семейские научили бурят выращивать пшеницу и печь хлеб, хранить зимой картошку и овощи, а те посвятили семейских в тонкости скотоводства.

Нас встречают настоятель старообрядческого храма отец Сергий и матушка Валентина. Сергий только что проводил в Москву гостевавшего у него старообрядческого патриарха Александра. Энтузиаст старины, он разобрал и перевез к себе на подворье из соседних сел несколько старинных домов. Собрал их. На подворье – множество прялок, предметов утвари староверов,  старинные подводы и даже несколько старых мотоциклов.

Центр исторической реконструкции «Живая история» показал нам дома семейских, где вместо фундаментов – бревна из лиственницы. От влаги они становятся только тверже. Реконструкторы познакомили нас с традиционными ремеслами, научили печь и ткать, а местные жители сыграли свадьбу и спели веселые и грустные песни старообрядцев. Про вернувшегося из армии солдата, которого не узнали жена и мать. Про супружеские измены. Про казака, который шел на побывку домой,  но подломилась доска да подвела казака…

Показали реконструкцию старинной свадьбы с заплетанием невесте двух кос и надеванием кички. Не случайно семейские вошли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пока женщины делали куклы-обереги, мужчины-журналисты увлеклись работой со старинными столярными инструментами – цинубелем, шерхебелем, шпунтубелем.

Сергей Богданов, знаток старины и руководитель центра, машинист тепловоза по основной профессии, ловко делает лук для капкана и рассказывает о тонкостях изготовления луков. 

«Лет пять назад я серьезно занялся стрельбой из традиционного лука. Стрелял с реконструктором, попал на тренировку, и мне дали меч. Теперь я могу стрелять и рубиться… А по дереву, видимо, гены: дед был краснодеревщиком, с инструментами с детства дружу и сына Богдана приучаю…» – рассказывает он.

Бубен шамана

Бесконечно крутится молитвенный барабан. Миллионы мантр, миллионы просьб и пожеланий. Многие буряты просят здоровья и процветания, жители таежных поселков возле нефритовых месторождений мечтают  избавиться от ажиотажа и нездоровой обстановки вокруг. На высококачественный камень глаз положили китайцы, считающие нефрит священным, и толпами едут к месторождениям, скупают втридорога. Отсюда ажиотажная добыча, конкуренция, разгул криминала и браконьерства…

В священном месте на берегу Байкала известные шаманы Ирина Базарова и Валерий Дарханов разожгли костер, накормили духов местности молоком, водкой, маслом и сладостями, а затем специальным раскаленным на огне металлическим посохом и можжевельником окурили каждого из журналистов. Под звуки бубна они попросили хозяина Байкала очистить  помыслы и язык сотрудников СМИ и убрать препятствия в их работе.

Для закрепления результата журналистам предложили вслед за шаманами прикоснуться языком к раскаленному металлу, но мы отказались, хотя шаманы уверяли, что ничего бы не почувствовали.

– Мы так называемые качественные шаманы, – говорит Ирина. 

Согласно представлениям бурят человек может стать шаманом только при условии наличия у него утха, то есть шаманских корней. Самому посвящению предшествует так называемая шаманская болезнь: человек в течение определённого промежутка времени страдает от прихода к нему духов шаманов прошлого, которые требуют от посвящаемого согласиться на эту нелёгкую участь.

В соцсетях много жалоб на шаманов-шарлатанов и вымогателей. Они берут за обряды баснословные деньги. И порой склонны к «разводам»:  когда люди  приходят к шаманам на приём даже просто из любопытства, те во многих «разглядывают» дар шамана. Посетителям объясняют, что если срочно не убрать этот дар, то человека якобы ждут несчастья.

Ирина говорит, что это псевдошаманы, а настоящие шаманы за обряды денег не берут.

«Часто сами люди просят у шаманов денег, много денег. Чтобы сразу стать миллионерами,  – говорит она. – Но мы же только передаем просьбы духам. И главное, чтобы человек сам что-то делал, а не только сидел и ждал…»

И правильно, прежде чем просить небеса о чем-то и крутить барабан с мантрами, надо вначале «лотерейный билет» купить. И тогда на бесконечном пути от сансары к нирване достигнешь дзена.

Или, как говорят в Бурятии, на Будду надейся, а сам не плошай…

Фоторепортаж